История праздника. Притча о “светильнике для ока”. Ни в каких людях или обстоятельствах не может быть, чтобы вообще все было плохо. Все попускается для нашего вразумления. Надо стараться не допускать себя до накопления негатива через постоянные негативные оценки людей и обстоятельств.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы сегодня совершаем память освящения храма святого великомученика Георгия Победоносца в Лидде. Почему же мы празднуем такую дату? Ведь не каждый же день мы празднуем освящение храмов, хотя это происходило довольно часто; наоборот, само освящение обычно приурочивается к тому дню, который для данного храма является праздничным. Но здесь было иначе. Потому что храм святого великомученика Георгия в Лидде был освящен в IV веке специально для того, чтобы хранить там мощи святого. Поэтому это, фактически, день обретения или перенесения мощей. Есть в мае праздник святого великомученика Георгия, который был установлен в день его мученической кончины, и есть сегодняшний праздник, который является днем перенесения мощей в церковь, в мартирий, где они долгое время, много столетий лежали и были выставлены для поклонения. Но впоследствии, при турках, эти мощи исчезли. Сегодняшний день является вселенским праздником, а еще спустя несколько недель будет русский праздник, установленный в Древней Руси, — освящение церкви святого великомученика Георгия в Киеве. Там уже не было мощей, или была просто их малая частица; но это уже в подражание храму в Лидде в других странах и городах, в том числе на Руси, создавались особо чтимые храмы в честь великомученика Георгия. И вот, храмы, где положены мощи святого, естественным образом являются главным местом его почитания, и они называются “мартириями”, что буквально означает “скинии свидения”, т.е. свидетельства, в честь свидетельства о Христе, которое приносят мученики через свой подвиг, да и само слово “мученик” по-гречески означает “свидетель”.
Как же нам правильно почитать мучеников? Правильно почитать мучеников — это означает, совершенно очевидно, правильно воспринимать их свидетельство. А что значит — правильно воспринимать их свидетельство? Как раз об этом говорит сегодняшнее евангельское чтение из Евангелия от Луки, которое состояло из двух частей. Сначала Господь сказал такое поучение или даже, можно сказать, притчу о том, что “светильник телу есть око”, и если око будет темным, то тогда и вокруг себя и в окружающих людях ты ничего правильно не увидишь; а если око твое будет светлым, то тогда ты увидишь то, что тебе нужно видеть для спасения своей души. И там же произошла история, которая послужила к изъяснению этих слов Господа, когда Он был приглашен в дом некоего фарисея и сел есть, точнее, возлег за трапезу, не умыв рук, хотя обычно совершать омовение перед едой было положено иудейскими правилами. И когда фарисей смутился, Господь ему сказал: ты смущаешься, потому что видишь внешним образом непорядок, а главное — внутреннее; можно соблюдать все внешние правила, а все равно при этом быть исполненным внутренней нечистоты.
И вот, для того чтобы нам не останавливаться на какой-то внешней грязи, которая видна и на всех событиях, и на всех людях, с которыми мы как-то приходим в соприкосновение (только на нас самих она нам почему-то не бывает видна), нам нужно действительно иметь светлое око. Потому что не бывает такого, чтобы все было исключительно плохо. И ни в каком человеке, как мы знаем, не бывает все исключительно плохо, и даже в его не очень хороших поступках часто бывает что-то хорошее, и вообще в обстоятельствах, которые нас окружают, будь они связаны прямо с какими-то людьми или не связаны, тоже не может быть все совсем плохо, потому что мы знаем, что все обстоятельства, как бы они ни устраивались вокруг нас, устраиваются промыслом Божиим для нашего спасения. Если действительно мы видим, что в них очень много плохого, если, что гораздо хуже, мы видим, что очень многое в них является следствием наших прежних грехов, то мы все равно не должны думать, что сама по себе нынешняя ситуация является абсолютно плохой. Мы должны понимать, что все это попущено Богом для нашего вразумления, и должны через это скорей вразумиться.
Но мы можем сказать, что все это мы давно знаем, все эти прописные истины нам знакомы. Однако, не стоит нам торопиться так говорить. Даже вот эти общие рассуждения, которые я сейчас попытался изложить, нам тоже незнакомы. Ну, предположим, они нам хорошо известны, — но все равно же от этого не легче, потому что хоть мы и знаем, что это в принципе так, но мы не знаем, как этим воспользоваться в данный момент, и не видим, что мы должны делать сейчас, и каков выход конкретно из нынешнего тяжелого положения. Ответ здесь только один. Надо, конечно, прежде всего посмотреть, в чем нам нужно самим исправляться, и возможно, мы многое увидим, а если не многое, то хоть что-то. Ну, и в любом случае, даже если мы вообще ничего не увидим, что, конечно, будет говорить о большом помрачении нашего ума, мы все же будем видеть хоть что-то, в чем нам нужно исправляться из прошлых грехов, пусть даже это будет второстепенное, а не самое главное, которого мы видеть не будем. Ведь чтобы увидеть самое главное, мы должны смотреть, как мы себя можем контролировать по каким-то внешним параметрам; и так мы можем отстраниться от нашего всегдашнего предубежденного отношения к себе. А для этого можно, например, попробовать оценить, насколько много у нас всяких негативных оценок окружающих людей и окружающих обстоятельств.
Если мы зададим себе такой вопрос впервые, то может показаться, что их мало. Но если попытаться фиксировать, что вот, сейчас я выразил недовольство кем-то или чем-то, потом опять выразил какое-то недовольство, — и вот так все время это замечать, то совершенно ясно мы увидим картину какого-то душевного нездоровья. Может быть, конечно, нам действительно так не повезло, что мы находимся среди каких-то очень плохих людей и каких-то очень плохих обстоятельств, и буквально все, на что мы ни посмотрим, должно в нас возбуждать какую-то критику и недовольство. Очень сомнительно, что это на самом деле так, но предположим, что это на самом деле так. Если мы христиане, мы просто не можем допустить, чтобы эти вещи были для нас важнее, чем наш собственный внутренний мир и наша жизнь, прежде всего молитвенная. А молитвенная жизнь и сама по себе молитва не может в нас возбуждать какое-то недовольство. Потому что если любое наше высказывание, произнесенное вслух перед кем-то или просто перед самими собою, является каким-то негативным, пусть даже оно сколь угодно справедливо, это свидетельствует о том, что в смысле духовном мы совершенно ненормальны и больны, потому что это означает, что просто внутреннее око наше, выражаясь словами сегодняшнего Евангелия, далеко не светлое. И надо, конечно, прежде всего задуматься именно об этом.
Если у нас разные люди или обстоятельства все время вызывают какое-то желание высказаться негативно, то это никак не может требоваться по ситуации. Потому что, действительно, конечно, в нашей жизни встречаются ситуации, когда необходимо дать какую-то негативную оценку; но эти ситуации достаточно редки и ограничены какими-то деловыми отношениями. А если мы по много раз одну и ту же негативную оценку высказываем или, что гораздо чаще случается, не высказывая ее, все время об этом думаем, это означает, что есть пристрастие, что это обличает какое-то страстное расположение нашей души, что мы собой не управляем, и что есть кто-то иной, кто нами управляет, — и конечно, это враг нашего спасения.
Вот поэтому надо стараться тормозить свои мысли, чтобы их фильтровать, т.е. не допускать в себе постоянного накопления негатива, не думать все время, что вот это плохо, то плохо, этот плох, тот плох. Если мы так думаем, то отсюда можно сделать только один вывод — что плох ты. Но при этом, конечно, можно очень легко себя обманывать: “Нет, вот я сейчас так подумаю, а обычно-то я думаю не об этом”. Но надо всегда себя проверять: а вот как я высказываюсь перед другими? Что я говорю, что пишу? — И надо оценить процент негатива и оценить свое собственное внутреннее состояние. Собственно, больше ничего другого мы оценить и не можем, потому что объективно обстоятельства мы таким образом оценить не можем. И вот, надо стараться смотреть, какое у нас око, насколько оно темное, и стараться, чтобы оно было менее темным. Аминь.