Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пятница второй седмицы Великого поста — двух недель поста уже нет; главным средством настроя на пост служит литургия Преждеосвященных Даров; если мы два дня в неделю строго попостимся, то есть до вечера не будем ничего есть, то этого хватит на то, чтобы и остальные наши будние дни были подчинены среде и пятнице; так получится, что хотя мы и работаем, но при этом имеем больше возможности сосредоточиться на едином на потребу, и это и затронет весь наш остальной быт; нам надо каяться для того, чтобы нам измениться (“да ты изменишися, о душе”, как поется в Великом каноне); даже небольшое внутреннее изменение нашей души – это дело большое и сложное, а пост тут может очень сильно помочь; мы должны поститься так, чтобы на Пасху иметь отношение к Воскресению Христову.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили уже четвертую литургию Преждеосвященных Даров в этом Великом посту и тем самым закончили богослужение второй седмицы. Вот всего ничего пост идет, казалось бы, только вчера начался, но по сути дела уже две недели прошло, потому что от второй седмицы остались суббота и воскресенье, но это уже не обычные постные дни, а праздничные дни внутри поста, которые по-настоящему в счет Четыредесятницы и не идут.

Получается, что очень быстро расходуется это время, которое у нас всего лишь несколько недель в течение года. Двух из них уже нет, осталось всего лишь пять, а пятая будет уже Страстная. Страстная сама по себе особенная, она, конечно, очень важная, но это не такое время, когда можно особым образом поститься. Получается, что поститься обычным образом нам можно только четыре недели. Очень важно как-то настроиться на это время.

Главным средством настроя тут служит литургия Преждеосвященных Даров. Конечно, не все могут их посещать, многие вообще не могут, некоторые могут, но не всегда. Но надо стараться настолько, насколько это от нас зависит, вечерами среды и пятницы посещать литургию Преждеосвященных Даров. Именно это располагает нашу обычную жизнь, которая совершается не в субботу и воскресенье, а именно в будни дни недели, к Богу.

Если мы два дня в неделю строго попостимся, то есть до вечера не будем ничего есть, если будем это делать с настроением принять Хлеба Небесного, Который дается за литургией, то это будет много, этого хватит на то, чтобы и остальные наши дни были подчинены среде и пятнице. А суббота и так подчинена воскресенью.

Так получится, что хотя мы и работаем, хотя мы и продолжаем в эти недели Великого поста, в отличие от Страстной или от первой, работать примерно так же, как и в течение всего остального года работаем, но при этом имеем больше возможности сосредоточиться на едином на потребу. Это касается того, как мы приходим в церковь, а значит это и затронет весь наш остальной быт.

Тогда у нас будет не только ощущение, но и на самом деле так будет, что все-таки не зря прошло время поста. Тогда это время нас, действительно, как-то изменит. Как говорится в Великом покаянном каноне Андрея Критского, нам надо каяться для того, чтобы — “да ты изменишися, о душе” — нам измениться. Измениться хоть немного – это уже очень большое дело.

Даже небольшое внутреннее изменение нашей души – это дело большое и сложное. Ради него стоит потратить год-другой. А Великий пост предлагает нам легкий и удобный для этого способ. Поэтому будем стараться пользоваться им, пока еще время впереди есть, настраиваться на то, чтобы его провести с пользой, чтобы это время не ушло как вода сквозь пальцы, когда мы будем петь “Христос Воскресе”, но не будем сами к этому иметь никакого отношения.

Конечно, тогда будут говорить, что “приходите все постившиеся и непостившиеся”, но не зря же дан пост. Пост для того, чтобы постившимся было прийти легче. А если учесть, что все это, вообще говоря, очень тяжело, то те, которым будет не легче, а тяжелее, те могут не прийти вовсе. Поэтому не будем полагаться на то, что тоже сможем прийти с теми непостившимися, которых приглашает Агнец на Свой собственный пир, на Пасху, а будем пока готовиться так, как это Сам нам Агнец и повелел.

Аминь.