Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Неделя Крестопоклонная — празднование в честь креста в середине поста; надо что-то сделать, чтобы пост закончился не быстро — мы должны успеть получить пользу; у нас должна остаться привычка, как выражается псалмопевец, “упраздняться и разуметь”; упраздняться —- это значит успокоиться от всяких дел, то есть пребывать в покое — это необходимое условие для того, чтобы разуметь — разуметь Бога; молитва – это первая, главная и коренная форма разумения; если вспомнить, что мы делаем, когда не надо идти в церковь, то самое полезное будет, когда мы спим; нужно научиться отказывать себе во времяпрепровождении в житейских глупостях и суете; нужно пойти к пасхальному Воскресению, но пойти тем путем, который единственно к нему ведет.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем празднование Недели Крестопоклонной. Это празднование в честь Креста, одно из нескольких в году, которое положено в Великом посту, в его середине, с целями, о которых так подробно сегодня читалось в Синаксаре – какая польза иметь праздник Кресту в середине поста. Может быть не для всех это понятно.

Приятно видеть мне сейчас, что очень многие люди, человек десять, наверное, из всех присутствующих, наконец-то добрались до храма. Я просто чувствую, что с самого начала Великого поста они шли, шли, и вот, наконец, дошли. Это, конечно, прекрасно, потому что если бы не дошли, было бы еще хуже, но фактически получается, что Великий пост у них только начинается. Понятно, что в пищевом смысле – я надеюсь – он начинался тогда, когда должен был начинаться, а в каком-то другом смысле слова сейчас у них не середина поста, а только получается его первый день. Хорошо, что это всего-навсего середина поста, а не Великая пятница или не Светлое Христово Воскресение. Но как говорится в известном Слове Иоанна Златоуста, которое читается каждый раз на пасхальной утрене, что и те, кто пришли в шестый час, – молодцы, ведь нельзя даже сказать, что они пришли в одиннадцатый час. Как раз и получается, что шестый час – середина дня.

Конечно, для них получается, что Древо Крестное, которое износится Великим постом, это именно начало пути, а никакой не отдых в середине. Но есть, конечно, и те, которые и начали поститься уже реально, а не только в отношении еды и каких-то там внешних ограничений, раньше, несколько недель назад, — это хорошо, но не повод для того, чтобы расслабляться.

Наоборот, это повод для того, чтобы подумать, что на самом деле уже всего ничего прошло от начала поста, а, однако, это уже половина. И так же всего ничего осталось до его окончания. Некоторые только успели раскачаться, но всем очевидно, что пост совсем недавно начинался, и что он очень скоро закончится. Поэтому надо что-то сделать, чтобы он закончился не быстро. Я понимаю, что кому-нибудь может и надоело, и как раз хочется, чтобы быстро, но все-таки надо не быстро вот в каком смысле.

Мы должны успеть получить пользу. Быстро – это когда мы не успеваем. А что мы должны успеть, и чего мы не успеваем, или, наоборот, успеваем? Мы должны как-то продержаться в таком режиме, чтобы потом у нас что-то от этого осталось. А что у нас должно от этого остаться? Должна остаться привычка, как выражается псалмопевец, “упраздняться и разуметь”. Упраздняться — это значит успокоиться от всяких дел, то есть пребывать в покое. Это необходимое условие для того, чтобы разуметь. Я имею в виду — разуметь Бога.

Прежде всего, разуметь – означает молиться. Молитва – это первая, главная и коренная форма разумения, а все остальные формы разумения, это уже не формы разумения, а, наоборот, помрачения. Для того, чтобы молиться, надо упраздниться. Упраздниться очень трудно, потому что столько дел, таких важных! И если вспомнить, что мы делаем, когда не надо идти в церковь, то самое полезное будет, когда мы спим.

Конечно, я понимаю, что иногда бывают разные обстоятельства, семейные или по работе, но это бывает далеко не всегда. А в большинстве случаев что бывает? Бывает что-то другое. А что? Вот самое лучшее из того, что бывает в большинстве случаев, это просто мы спим. Хотя просто можно чуть пораньше ложиться в будни дни, а это захочется сделать, если не выспаться в воскресенье, — так, глядишь, еще и режим исправится, и будет как раз большая польза, чтобы не высыпаться в воскресенье.

Я уж не говорю, чем мы занимаемся кроме сна. Какими-то разговорами, походами в гости непонятно зачем, какое-то общение совершенно не обязательное. И если у нас в жизни выходит, что одни хлопоты накладываются на другие, и мы просто не успеваем похлопотать или поболтать там и сям, потому что надо в другом месте похлопотать и поболтать, то ведь мы ничего не теряем, и мы не чувствуем, что упустили что-то такое страшное.

Ну, не позвонили вот такой-то нашей знакомой, не провели два часа в приятной беседе по телефону – и что стряслось? Оказывается, ничего не стряслось – и жива она, и нашла она, с кем провести это время, без своего не осталась. И у нас, оказывается, никакой сенсорной депривации не произошло, а мы остались в своем состоянии, даже, может быть, более трезвом.

Поэтому не надо бояться таких вещей. А чтобы их не бояться, надо как-то решиться себе в этом отказывать. А как решиться, если не решиться, если воли никакой нет? А вот для этого пост. Если только постараться походить на богослужения, если отнестись к ним, как к обязанностям наряду с другими нашими обязанностями, ради которых мы достаточно легко оставляем всякие дурацкие занятия, например, по работе, тогда получится, что у нас появится навык уклоняться от разных житейских глупостей и суеты.

Если этот навык потом с собой унести, то мы, действительно, будем немножко, еле заметно, но все-таки меняться от того, что мы постились. Конечно, мы получим гораздо большую пользу от поста, чем если только будем воздерживаться в еде. Поэтому, независимо от того, что конкретно для нас обозначает сегодняшняя Неделя – действительно ли середину поста, или может быть его первый день – но, если хоть что-то для нас она обозначает, то надо постараться последовать этому значению. Пойти туда, куда этот знак призывает, знак Креста.

То есть надо пойти к пасхальному Воскресению, но пойти тем путем, который единственно к нему ведет.

Аминь.