В Великую Среду мы совершаем память жены, которая вылила миро на ноги Иисусовы; если мы приходим к Иисусу, и самое дорогое, что у нас есть, Ему отдаем, то тогда это означает, что мы реально меняем свою жизнь; о чем мы начинаем думать, когда молимся, то есть о чем мы начинаем думать вместо молитвы, тому мы на самом деле и предаем свою жизнь; надо иметь веру в промысл Божий не только в отношении себя лично, но и в отношении всех наших близких; причина предательства Иуды отчасти называется словом зависть; зависть не умеет выбирать то, что полезно, а действует себе во вред и легко доходит до убийства; Иуда раскаялся, но не на пользу, не перед Богом, а перед собой, и поэтому удавился; зависть очень сильно движет человеческим обществом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в Великую Среду, мы совершаем память жены, которая вылила миро на ноги Иисусовы, которая, хотя прямо и не названа в прочитанном сегодня Евангелии от Матфея, но отождествляется с женой-блудницей, о которых в других Евангелиях сказано. Она пролила это миро драгоценное и получила оставление грехов. Особенно об этом говорит одно из величайших песнопений церковных, которое мы сегодня слушали в исполнении нашего хора перед Великим Входом, а именно стихира “Господи, яже во многие грехи впадшая жена”, написанная инокиней Кассией в начале IX века.
У греков сегодняшнее богослужение считается особенно торжественным, в русской Церкви оно таким не считается, а у греков сопоставимо с Великим Четвергом, стихиру поют эту очень длинно, очень торжественно, и много чего совершается в храме во время пения этой стихиры. Но как бы то ни было, суть богослужений и у греков, и у нас одна и та же.
А именно, в какой-то степени каждый себя отождествляет с этой женой, по крайней мере, в том, что касается грехов, и поэтому дается возможность и побуждение подражать ей и в ее покаянии. Если мы приходим к Иисусу, и самое дорогое, что у нас есть, Ему отдаем, то тогда это означает, что мы реально меняем свою жизнь. Мы перестаем держаться за те ценности, которые у нас были, и ради которых мы, может быть, и вели свою греховную жизнь, и отдаем их Богу. Таким образом, вся наша жизнь оказывается посвящена Богу.
И здесь эта история содержит такой практический совет. Вот мы говорим в молитвахкаждый день за богослужением: “… и весь живот наш Христу Богу предадим” — “и всю жизнь нашу предадим Христу Богу”. А как это сделать? Предположим, мы, действительно, этого хотим. Не буду говорить про тех, кто не хочет. А вот, предположим, хотим, но ведь все равно не получается. А как практически это сделать?
Для этого надо посмотреть, что нам мешает. А как посмотреть, что нам мешает? Посмотреть, чему мы на самом деле предаем свою жизнь, ради чего мы предпочитаем беспокоиться, радоваться, что у нас улучшает настроение, когда это происходит, о чем мы думаем больше всего в течение дня. Особенно хороший критерий: о чем мы начинаем думать, когда молимся, то есть о чем мы начинаем думать вместо молитвы, в чем рассеиваются наши молитвы. Это будет то самое, чему мы на самом деле предаем свою жизнь.
Что-то из этого достаточно мерзкое, или, по крайней мере, совершенно для нас бесполезное и неинтересное, а что-то, действительно, мы очень ценим. Например, мы ценим жизнь и здоровье наших близких. Это тоже вполне входит в то, что нас отвлекает от молитвы, даже зачастую от веры в Бога.
А то, что действительно из этого ценно, надо выбрать и это предать Богу. В частности, надо понимать, что мы не можем любить наших близких больше, чем Бог их любит, и не можем о них больше заботиться, чем Бог о них заботится. Надо иметь веру в промысл Божий не только в отношении себя лично, но и в отношении всех наших близких.
Вот об этом говорит в частности пример сегодняшней кающейся жены. И в то же время, сегодня вспоминаетсяпо контрасту с тем, что сделала жена, предательство Иуды. Потому что сегодня еще не тот день, когда он совершил предательство, но тот день, когда он решил его совершить, пошел и договорился. И об этом тоже было в сегодняшнем евангельском чтении, следом за рассказом о том, что совершила жена.
Почему Иуда так поступил? В Евангелиях очень ясных объяснений не дается, скорее, там просто описываются события, которые с этим связаны. Святые отцы, конечно, многократно это истолковывают, отчасти по-разному, но, во всяком случае, ясно, что у него было какое-то разочарование в учителе. И он вместо того, чтобы как-то постараться измениться самому внутренне, обвинить себя, хотя бы даже в том, что поверил “неправильному” учителю, решил сделать по-своему: уничтожить этого учителя.
Это отчасти называется словом зависть. Поэтому в словах сегодняшнего богослужения, а еще больше в завтрашнем и послезавтрашнем, очень много говорится о зависти, которой подвигся Иуда. Когда человек начинает себя сравнивать с кем-то, и увлекается тем, что он занимает какое-то недостойное положение, думая, что на его месте делал бы достойно, или сам начинает считать, что вот тот-то какой-то плохой, а он был бы на его месте хорош, то вот с этого и начинается зависть.
Зависть не только, как сказано в сегодняшнем богослужении, “не весть предпочитати полезное”, то есть не умеет выбирать то, что полезно, а действует себе во вред. Этот вред не имеет вообще никаких ограничений, если причиной его является зависть. Очень легко зависть доходит до убийства, если есть к этому физическая возможность. Это и сделал Иуда, который, впрочем, физически никого не убивал, но как раз оказался совершенно сознательно ключевой фигурой в этом убийстве. Он оказался убийцей по собственной воле – не архиереи просили его предать, а он сам пошел и предложил предательство, о чем мы сегодня слышали в Евангелии.
Надо понимать, что если допустить в своей душе распуститься зависти, то тогда она непременно будет нас толкать к убийству. Уж совершим ли мы его или нет – это другой вопрос; своими руками или не своими, испугаемся или не испугаемся, и так далее. Но зависть не может куда-то вести еще, кроме убийства. Это очень важно понимать.
И поскольку зависть по-прежнему формировала душу Иуды и после того, как он увидел, к чему привело его предательство, и как он понял, что, в общем-то, ничего он не достиг, то тогда он, вместо того, чтобы покаяться подобно Петру, тут же “по-своему” раскаялся – Евангелие употребляет это слово, — но не на пользу, не перед Богом, а перед собой, и поэтому удавился. То есть причина этого последнего поступка была в несоответствии того образа себя, которому хотел бы соответствовать.
Поэтому надо понимать, насколько зависть движет человеческим обществом. Очень сильно движет. Но это может быть даже не главное, что надо понимать, а самое главное, что надо понимать, от чего зависит и понимание того, как зависть влияет на понимание человеческого общества, — как зависть движет лично меня.
Потому что, если я не хочу в данный момент никого убить, то это еще не говорит о том, что я не подвержен зависти. И даже на самом деле не говорит о том, что я в действительности не хочу никого убить. Ведь вполне может возникнуть ситуация, или хотя бы мысленно ее можно представить, что кто-нибудь умирает, а мы испытаем от этого радость. Если мы испытаем от этого радость, значит, это верный признак того, что мы хотели его убить. Поэтому это тоже вопрос, чего я хочу, а чего не хочу.
Но если, предположим, мы не дошли до того, чтобы хотеть кого-то убить, то мы на верном пути. Верный путь к убийству через зависть начинается с того, что ты представляешь кого-то другого, который все делает плохо, хотя, наверняка, эти твои обвинения в какой-то степени будут обоснованы. Но это будет не здравая критика, чтобы исправить положение, или, по крайней мере, признать, что положение неисправимо, и сделать какие-то выводы для себя, а будет сопровождаться каким-то ярко-выраженным эмоциональным фоном, представлением себя на его месте, сопоставлением себя с этим человеком и так далее.
Все эти вещи, но далеко не все я их перечислил, верный признак зависти, а зависть, повторю еще раз, — это движущая сила убийства, хотя убийство может происходить и без зависти. Поэтому зависть “не весть предпочитати полезное”, а покаяние и желание принести самое ценное в своей жизни Богу – это как раз предпочитание полезного. Это и показывает пример сегодняшней жены.
Аминь.