Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Христос ответил осудившим Его фарисеям, что нет никакого запрета в законе Моисеевом, который запрещает творить добро в субботу; в праздники мы не должны заниматься своими обыденными делами, мы должны заниматься чем-то полезным из того, на что у нас нет времени; нельзя проводить праздничные дни в праздности; мы должны стараться, чтобы свободного времени у нас не было вообще никогда — ни в будни, ни в праздники; Христос сознательно шокировал своих современников, нарушая правила иудейской субкультуры; православная субкультура во многом похожа на иудейскую; вечная вера Церкви не меняется в своем существе вообще никогда, но легко входит в ткань совершенно любой культуры, сохраняя свои основополагающие принципы; нужно стараться не заразиться субкультурным православием — “юбки-бороды-платочки”, — а жить просто как нормальные люди и православные христиане, следуя святым отцам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Иисус исцелил больную женщину в субботний день. И когда Он ее исцелил в субботу, то фарисеи осудили Его за то, что Он нарушает запрет работать в субботу, как будто бы это есть работа. На что Иисус очень четко ответил — не какими-то общими соображениями, а непосредственно указаниями закона Моисеева, который предписывает в субботу делать всякие полезные дела вроде того, чтобы спасти домашнее животное, которое упало в яму, и тому подобное. То есть Он спрашивает: что в субботу надо делать, добро творити или зло творити? И нет никакого запрета в законе Моисеевом на то, чтобы делать добро в субботу.

Какое отношение вся эта история имеет к нам? Конечно, некоторые думают только о самом буквальном ее смысле. Об этом смысле тоже думать надо, и он тоже имеет отношение к нам. Действительно, суббота — это день праздничного покоя, которым у нас сейчас в христианской Церкви стали и суббота и воскресение, то есть мы еще лучше живем, чем иудеи, выходных у нас больше. Кроме того, это еще и другие праздничные дни, в которые по обычаю считается, что нельзя работать. Но, одно дело, что нельзя работать, а другое дело, что нельзя пьянствовать и просто пребывать в лени, расслаблении и безобразии.

Эти оба требования относительно праздничного времяпрепровождения всем нам хорошо известны, но тогда нам известно, если мы пробовали им следовать, что они входят в неумолимое противоречие. Потому что только мы перестаем работать, как сразу начинаем, если уж не пьянствовать, — а бывает, что и пьянствовать, — то, по крайней мере, заниматься какими-то безобразиями, или просто чем-то неполезным. Не остается ощущения от проведенного с пользой времени, за исключением, может быть, того, что целый день проспал, если очень устал. Тогда, действительно, польза была. Потому что отдыхать как следует можно только в выходные, они, в общем-то, для этого и существуют. Отдых — это тоже такая работа для выходного и праздничного дня, поэтому, в какой-то мере, она необходима.

Но а что делать все остальное время? Вот здесь нужно сказать о настоящем аскетическом смысле этого буквального понимания заповеди о субботе. Действительно, мы не должны заниматься своими обыденными делами. Я говорю это не только о нашей работе, связанной с заработком денег, но это связано также и с нашими хозяйственными делами. Конечно, есть какие-то виды работы, на которой мы работаем за деньги, хозяйственных обязанностей, которые совершенно невозможно перенести с праздничных дней. Если у нас такой случай, тогда мы должны работать, и здесь действительно понятно, почему мы должны делать исключение из правил. Если же это непонятно, то от таких занятий мы должны упраздниться.

Но чем мы должны заниматься? Мы должны заниматься чем-то полезным из того, на что у нас нет времени. Очень часто мы говорим: “Да, я хочу сделать то, хочу сделать это, — причем необязательно только отдохнуть, а могут быть самые разные вещи, — но у меня нет времени, хотя это, может быть, что-то полезное для моего развития”. Вот, пожалуйста, время, которое должно быть для этого употреблено. То есть, во-первых, — на отдых, а что останется от отдыха — на какое-то полезное развитие.

А если речь идет о церковном празднике, то, прежде всего, конечно, — на посещение храма. На подготовку к посещению храма, на дорогу к храму — все это тоже немаловажные статьи расхода времени. Вот это первое и главное.

Но самое главное, что, конечно, нельзя проводить праздничные дни в праздности, так называемой. Праздность — это совсем не христианское дело, хотя праздник может быть христианский. То есть мы должны стараться, чтобы свободного времени у нас не было вообще никогда — ни в будни, ни в праздники. Это что касается буквального смысла сегодняшнего рассказа.

Но этот рассказ, конечно, имеет еще и более широкий смысл, который имеет к нам еще более близкое отношение, потому что более широкий смыл таков, что мы чаще сталкиваемся с теми ситуациями, когда мы должны о нем вспомнить. Что же это за более широкий смысл?

Против чего конкретно выступил Христос? Он ведь выступил отнюдь не против заповеди о субботе, и Его толкование Моисеева закона, которое Он привел фарисеям, как раз и доказывает, что Он выступил за заповедь о субботе.

Но ведь было же что-то, против чего он выступил против? Это, конечно, то понимание, которое было у фарисеев и которое было распространено в народе, не только у фарисеев. Он сознательно вел Себя шокирующе, когда совершал какие-то поступки по субботам. Потому что это вызывало у большинства народа, во многом находившегося под влиянием фарисеев, — а, может быть, даже и за пределами фарисейства было такое понимание распространено, — чувство, что Он нарушал правила субкультуры. На современном языке мы назвали бы это субкультурой.

У нас сейчас тоже есть православная субкультура. Она не заключается в том, чтобы, как у этих евангельских иудеев, совершенно ничего не делать в субботу. Это правило иудейской субкультуры сохраняется у многих, но не у всех, из числа тех, кто исповедует иудаизм, а у христиан, слава Богу, этого нет. Но у нас очень много других правил. И они просто разительно похожи на иудейские. Это тоже правила, которые ничего общего с христианством не имеют, а имеют общее только с субкультурой.

Например, в американских городах можно встретить стайки девиц очень православного вида, в православных юбках и в платочках. Но там уже, по условиям места, надо всегдазнать, что это религиозные иудеи, что это еврейский квартал, только там так ходят. Потому что у них точно такая же форма одежды, как у наших православных, и крайне трудно было бы их отличить друг от друга.

А почему считается, что у православных какая-то специальная форма одежды? Есть какой-то канон об этом? — Ведь нет же никакого канона. Есть правила относительно одежды клириков, есть священные облачение. Что касается просто одежды, которую носят православные, то она не должна быть соблазнительной, она должна быть нормальной, но это вещи, которые в каждой культуре определяются требованиями самой культуры, то есть примерно то, в чем мы можем пойти на работу в какое-то приличное место. Это и соответствует тому, в чем мы можем прийти в храм, и вообще тому, в чем мы должны ходить, если нет необходимость носить спецодежду. Обычно это так.

Но обычно то это так, по канонам это так, а по субкультурным правилам — что православные мужчины должны носить бороду, а женщины платочки, и главное — не перепутать, кто бороду, а кто платочки — это та реальность, в которой мы живем. И эта реальность не помогает нам самим становиться православными, а еще больше она нам мешает объяснить православие внешним людям, которые еще не стали церковными христианами, а, может быть, ни в каком смысле не стали христианами.

Очень важно объяснить, что у нас здесь не этнографический заповедник, какой-нибудь России XIX века, или Святой Руси XVI века, как пытаются делать старообрядцы, а что у нас — вечная вера Церкви, которая не меняется в своем существе вообще никогда, но легко входит в ткань совершенно любой культуры, только свои основные принципы, которые действительно связаны с верой как таковой и аскетикой православной как таковой, сохраняет. И вот поэтому выступление Христа против того понимания субботы, которое было преобладающим среди иудеев, живших вокруг Него, мы должны также относить к выступлению против нашей современной, так называемой, православной субкультуры, которая сама не входит в Царствие Небесное, потому что, собственно говоря, она во всех смыслах подобна собаке на сене, в частности, в том, что собаки в Царствие Небесное не входят, или, по крайней мере, в том, что, скорее, собака будет входить, чем субкультура. А главное то, что она мешает войти другим.

Поэтому не будем прятаться за субкультурой. Не будем прятаться в платочки, бороды и тому подобные “украшения”, а будем стараться жить, как нормальные люди, и к этому добавим, что мы будем стараться жить как православные христиане, потому что если мы будем жить как православные христиане и действительно следовать святым отцам, то мы будем жить как нормальные люди. От нас не будут люди шарахаться, глядя на обычное наше поведение.

Конечно, кто-то из православных христиан несет подвиг юродства, столпничества, — бывают такие исключительные случаи. У кого-то к этому есть призвание, таких, может быть, один на миллион; гораздо больше людей, которые просто сумасшедшие или сами вообразили, что у них есть к этому призвание, — находятся в прелести, но если мы люди обыкновенные, и мы не чувствуем, что нас к чему-то такому призвали, а у нас призвание просто к нормальной христианской жизни, то тогда надо вести нормальную христианскую жизнь и “не стоять на голове”, не носить каких-то нелепых юбок, бород, платочков, а одеваться просто в соответствии с тем, как одеваются люди нашего социального положения, — оно, кстати, не у всех одинаковое, социальное положение, но у каждого свое, и каждому надо это понимать, и так вот одеваться, выглядеть, говорить.

Говорить, кстати, тоже важно, а то православные на такой бывает жаргон переходят, что можно сравнить только с языком блатных каким-нибудь. Когда “спаси Господи” вместо обычного “спасибо”, и по каждому поводу. Еще есть замечательное слово — “искушение”, которое используется вместо того, чтобы сказать честно, что я разгильдяй, и сделал такую-то и такую-то гадость, и много других подобных словечек.

Вот таким православием надо стараться не заразиться, а еслив какой-то степени это есть, то надо следить за собой и бросать. Поэтому будем следить за собой и вообще стараться быть осторожными.

Аминь.