Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание о самаряныне, и сегодня в евангельском чтении был рассказ от Иоанна о том, как Христос встретил самаритянку, и о чем они там разговаривали. Много важного можно об этом сказать и вспомнить то, что мы слышали сегодня в богослужении, —но все это не исчерпывает того, что нужно знать. В наше время надо обратить еще внимание на что-то, на что не всегда обращают внимание.

Кто такие были самаряне по отношению к иудеям? Они были типичными еретиками. Они не были язычниками, содержали многое правильное из Закона Моисеева, прежде всего, пять книг Моисеевых признавали, и в своем учении держались очень многих правильных вещей – тоже ожидали прихода Мессии. В то же время, они не содержали чего-то важного из иудейской веры и содержали что-то неправильное. Например, их учение о том, что гора Гаризим является какой-то особенной святыней, было неправильным.

Но были и другие у них заблуждения, и поэтому отношения были не очень хорошими. На самом деле, они были гораздо хуже, чем не очень хорошие – они просто были очень плохими. Одно дело, когда есть какие-то различия в образе жизни и религиозной вере – здесь неизбежна некоторая дистанция, — а другое дело, когда есть просто какая-то взаимная ненависть и когда друг друга не считают людьми. Одно совершенно не выводится из другого, но люди плохо понимают первое и обычно переходят сразу ко второму.

Конечно, такие отношения были между иудеями и самарянами с обеих сторон. И вот миссия христианства по отношению к кому-то, кроме иудеев, в первую очередь была обращена к самарянам. Вот как раз сегодня мы читали об этом, и сегодняшнее богослужение посвящено воспоминанию начала такой миссии. Еще до Павла, еще до того, как начали проповедовать язычникам, началась эта миссия самарянам. Не только есть эпизоды, как сегодняшний, которые прямо об этом говорят, но есть много косвенных доказательств. В частности, по всей видимости, архидиакон Стефан, первомученик, тоже был из самаритян, обратившихся в христианство.

И вот что сделал Иисус? Он, прежде всего, не стал обращать внимание на иудейские предрассудки в отношении самаритян, равно как и предрассудки самаритян в отношении к иудеям. И нашлись те самаритяне, которые ответили Ему взаимностью. Это видно не только из сегодняшнего рассказа, — в конце концов, он говорит не о таком уж большом числе людей, — а это видно из истории раннего христианства: самаритяне массово обращались в христианство, хотя большинство осталось при своем. Точно так же и иудеи в большинстве остались при своем, но первые христиане все были иудеями, и к ним добавились самаряне.

Вот такая была история. Чему это учит нас в современности? В современности истинно-православная Церковь окружена еретиками, причем как раз Иерусалим захвачен еретиками. Это можно относить и буквально к Иерусалиму, который находится в Святой Земле, где у святынь официально служат те, кому разрешили власти, а это все государственные Церкви, которые так или иначе отпали в ересь, или же это можно отнести ко всем историческим святыням, храмам, прежде всего, тем, которые в XIX веке и еще в начале ХХ века были православными, но сейчас, как правило, они уже таковыми не являются, и если в них какая-то вообще служба совершается, то она, скорее всего неправославная.

Конечно, между истинно-православными христианами и теми, кто является наполовину православными, принадлежащими к «мировому православию», сеется всякая рознь. Что сеется в их сердцах по отношению к истинно-православным – это их дело, в общем-то. Мы не должны в общении с ними исходить из того, что у них в сердцах что-то сеется, а должны исходить из того, из чего должны исходить мы сами. Но у нас-то тоже сеется, и вот с этим надо бороться, конечно.

Какой у нас должен быть взгляд на верующих Московской Патриархии и тех, кто входит в другие еретические секты? Вот Христос нам показывает как раз на примере самаритянки. Мы должны относиться к ним как к тем людям, которые не что-то там отвергают, а чего-то не понимают, а наоборот – что-то понимают и не отвергают, что-то уже знают. Поэтому говоря с ними, мы должны как Христос обращаться к тому, прежде всего, что они правильно и точно знают. Вот пять книг Моисеевых, и даже больше, которые они знают и принимают, что Мессия придет, и что Христос – это Мессия.

Все это очень важно, и если по-настоящему понимать, что значит слово Христос, и по-настоящему понимать православную догматику, — но это надо быть святым, чтобы по-настоящему понимать, но хотя бы приблизиться к настоящему пониманию, — то тогда будет понятно, что Церковь вообще не такая, чтобы могла, хотя бы теоретически, приспособиться под какую-нибудь богомерзкую советскую власть, чтобы могла впасть в экуменизм. То есть это все показывает, что здесь не может быть никаких признаков Церкви. Вот если понимать догмат о Боговоплощении и продолжение этого догмата – догмат о Церкви, — то обо всем этом можно говорить и с теми, кто пребывает в Московской Патриархии, потому что они тоже читают тех же самых отцов, что и мы.

Но если дальше проникнуться тем, чему учили эти отцы, то сразу будут делаться выводы о том, что происходило в 1920-е и последующие годы вплоть до нашего времени, где была истина, а где отступление от истины. Поэтому мы должны не только не гнушаться, Боже упаси, какими-то людьми, которые веруют не так, как мы, но мы должны, со своей стороны, поддерживать в них то истинное, что они, несмотря на свои другие заблуждения, исповедуют, и, опираясь на это, договаривать то, что они сами себе не договаривают, с чем у них сложно.

И потом, надо вспоминать самих себя – все мы тоже в той или иной степени были причастны тем же самым заблуждениям, либо другим заблуждениям, но которые, увы, ничем не лучше тех. Мы тоже что-то, может быть, и знали хорошее, когда были причастны этим заблуждениям, и благодаря этим знаниям и, прежде всего, тому, что благодать Божия действует за пределами Церкви, а не только в ее пределах, — потому что, если бы она не действовала за пределами Церкви, то ни один человек в Церкви бы не оказался, — и благодаря тому, что она касается людей, которые живут неизвестно где и неизвестно как, мы сами, каждый из нас без какого-либо исключения пришли в Церковь. Поэтому наша обязанность помогать другим пройти тот же или примерно тот же путь.

Аминь.