Святые Жены-Мироносицы остались верны Христу тогда, когда почти все апостолы разбежались; Ветхий Завет нужен в истории каждого человека; новозаветное священство осуществляют святые; этим священством “по чину Мелхиседекову” призваны стать как мужчины, так и женщины; чтобы достигнуть меры святости нужно быть в истинной Церкви и вести себя по заповедям; пример Жен-Мироносиц показывает нам, что наше пребывание в Церкви не означает, что мы должны как-то внешне отличаться от других; если мы в Церкви, то мы обязательно должны жить как нормальные люди, учиться или работать, иначе мы станем сумасшедшими, а не христианами; приходя в Церковь, мы узнаем, куда надо пойти, чтобы обрести спасение, и как туда идти.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память святых Жен-Мироносиц и двух учеников, Иосифа и Никодима, которые не ходили с 12 апостолами. Что это было за ученики? В земной жизни Христа мало кто знал об их существовании, настолько тихо и незаметно они себя вели. В общем-то, это были по виду обычные люди, но они оказались больше верующими, чем избранные апостолы, потому что вера проявляется главным образом тогда, когда появляются какие-то испытания для этой веры. И когда почти все апостолы, кроме Иоанна Богослова расточились, разбежались, то именно тогда эти люди проявили смелость и постарались сделать все, что нужно, для погребения Христова. Поэтому они были особенно почтены, и Священное Предание почитает их память.
Кроме того, Жены-Мироносицы являют собой пример того, что женщины могут и должны делать в Церкви. Потому что если говорить о служении женщин в плане административном, то оне могут делать очень мало. Конечно, бывают всякие игумении монастырей, но основная власть по церковному уставу принадлежит епископам, а затем клирикам, которые могут быть только мужчинами.
Но в Церкви Нового Завета существуют два измерения. Одно — Церковь Ветхого Завета, которая все равно продолжает быть и в Церкви Нового Завета, потому что Ветхий Завет не только был нужен когда-то в истории человечества, но он нужен в истории каждого человека. И далеко не все люди, которые номинально считаются христианами, живут по Новому Завету, а не по Ветхому.
Ветхий Завет — это соблюдение заповедей, за нарушение которых бывает наказание. Это церковная дисциплина, которая определяется внешними правилами, административные церковные структуры, те самые структуры, в которых бывают епископы, и которые управляются по церковному уставу. То есть, фактически, наше новозаветное священство, оно тоже еще является ветхозаветным установлением.
Но, как разъясняют Святые Отцы, в Церкви есть еще и новое священство, воистину “по чину Мелхиседекову”, которое является действительно священством Нового Завета. Это священство не такое, в которое можно кого-то рукоположить, это священство, которое осуществляют только святые. Все мы, независимо от пола и возраста, призваны стать святыми. И по мере того, как мы это призвание осуществляем, как объясняют святые отцы (Никита Стифат, Максим Исповедник и другие), мы становимся истинным священством, священством Нового Завета. Именно это священство по-настоящему ведет в Церковь.
Да, административная власть принадлежит епископам, но епископы должны сами понимать, где православие, а где неправославие, и где польза церковная, а где вред. Они это будут понимать лишь в ту меру, в которую они сами становятся святыми и принадлежат к этому священству, либо в ту меру, в которую они понимают, с кем надо советоваться, и не поступать по своей глупой воле.
Поэтому Церковь, пока она существует (а она будет существовать всегда, несмотря на свое поражение в земном мире), будет руководиться настоящим священством, к которому принадлежат все святые. А святыми могут быть, как мы хорошо знаем (особенно пример Богородицы нас в этом должен убедить), не только мужчины, но и женщины. И именно поэтому в Новом Завете нет никакой дискриминации, а в Ветхом Завете, конечно же, дискриминация есть, там много дискриминации.
В маленьком возрасте, когда мы дети, нас невозможно воспитывать без насилия и дискриминации. Можно сказать, что у детей нет полных гражданских прав. Это так абсолютно в любом обществе, здесь обязательно есть такая дискриминация, что дети должны подчиняться родителям, воспитателям и т.д. Все это тоже похоже на Ветхий Завет, а если они пройдут это воспитание, если они воспитаются кем-то хорошим, то дальше они смогут быть хорошими взрослыми. Так же и мы: если мы воспитаемся Ветхим Заветом, тогда мы сможем стать хорошими членами церкви Нового Завета. И тогда мы станем, как говорит апостол Петр, “царственным священством”. В этом смысле все христиане имеют священство, именно то священство, которое принадлежит нам в меру нашей святости.
А как же нам достигнуть меры святости, если у нас вообще нет ничего, никакой меры святости? Во-первых, надо понимать, что святость может быть достигнута только в Церкви. Во-вторых, надо понимать, что это может быть в Церкви, но не автоматически, а если мы будем вести себя по заповедям. И очень кратко скажу, в чем состоит и то и другое.
Что значит, быть в Церкви? Это не значит, что мы время от времени в церковь заходим, может быть, даже молимся и испытываем от этого какое-то душевное облегчение. Все это, может быть, в какой-то степени и хорошо, но христианами мы от этого еще не сделаемся, этого недостаточно. Мы являемся членами Церкви только тогда, когда в Истинно-Православной Церкви мы регулярно причащаемся и исповедуемся. Надо постепенно начать это делать, если этого раньше не было.
Конечно, сразу, с бухты-барахты, никто не может начать причащаться и исповедоваться. Для этого надо изменить свою жизнь, чтобы все время жить в этом ритме, постоянно проверять свою совесть и таким образом готовиться к исповеди. Но постепенно все-таки надо к этому прийти. И когда мы к этому придем, формально и внешне мы станем членами Церкви, а внутренне еще тоже непонятно, будем ли мы членами Церкви или нет.
От чего это зависит? Здесь как раз пример Жен-Мироносиц нам многое может объяснить. Он нам показывает, что наше христианство состоит не в том, чтобы как-то особенно отличаться от всех прочих людей, которые знают, что мы ходим на какие-то собрания. А если люди про нас знают, что мы ходим на какие-то особые собрания, ходим в церковь, то тогда это, наоборот, для нас искушение. Потому что на нас тогда больше смотрят и, с одной стороны, больше хвалят, а с другой стороны, из-за нашего плохого поведения Имя Божие будет поноситься перед язычниками, что большой грех. А когда нас хвалят, то это тоже ничего хорошего, потому что все это создает для нас искушения.
То есть, если про нас еще и знают, — а в какой-то степени кто-то про кого-то всегда знает, — то мы должны это воспринимать как дополнительное искушение в нашей жизни. Что же мы должны делать? Мы должны жить как нормальные люди. Мы не должны считать, что Церковь нас освобождает от того, чтобы работать на обычной работе, если мы достаточно для этого здоровы, чтобы обеспечивать свою семью, у кого она есть. А если кому-то по возрасту еще рано работать, то тогда учиться. Учеба — это разновидность работы. Что-то надо делать обязательно.
Это надо делать не только для того, чтобы достигнуть каких-то земных целей, а церковные люди должны это делать еще и для того, чтобы наша церковность не превратилась в сумасшествие. Потому что может быть и совершенно другой путь: сейчас я займусь только духовной жизнью, все остальное меня не интересует. Фактически это оборачивается тем, что “какой я духовный, они должны меня содержать” — бывает такое отношение к родственникам. А они еще иногда не могут в ответ как-то “дать по голове” и действительно начинают содержать. И тогда такой человек совершенно сходит с ума. И, конечно, он становится не христианином, а просто сумасшедшим.
Сумасшествие — это болезнь, да, и такому человеку, надо лечиться у врача, но есть некоторые такие болезни, в которых виноваты сами заболевшие. Например, человек может получить травму, потому что просто на него что-то свалилось, а может получить ее потому, что он быть пьян, и в этом случае он в своей травме виноват. Или алкоголизм. Конечно, бывают люди, у которых алкоголизм врожденный, но это все-таки гораздо реже. Но обычно алкоголизм — это такая болезнь, от которой человек сам не вылечится, но заболел он потому, что сам увлекался понятно чем.
Так же бывает и с так называемым сумасшествием, которое возникает от неправильного пребывания в Церкви.На языке аскетики это называется “прелестью”. Прелесть — это такое состояние, когда мы начинаем неправильно молиться, особенно тщеславиться, или, по крайней мере, гордиться, считать, что мы такие хорошие, правильные, нам что-то такое открыто в силу того, что мы пришли в Церковь.
Да, действительно, нам открыто, нам открыт путь к спасению, но польза нам от этого будет, только если мы этим путем пойдем. А если мы еще по нему не пошли, то ничего мы не знаем, что на этом пути находится, мы только знаем, что он есть. А если мы не хотим им идти, то знаем ли мы, что он есть? А почему мы не знаем, если Церковь предлагает? Очевидно потому, что не хотим. Мы Церковь любим не за это, не за то, что там спасение, а за то, что там какое-то общество, которое нам помогает чувствовать себя принадлежащими к избранному кругу. Это исключительно грех, ничего здесь больше нет.
Но любой здоровый человек может начать так думать, а если он начнет так думать, то он действительно будет сходить с ума. И ему уже будет желательно лечиться у врача. Успешным это лечение не будет, потому что, если он будет все время держаться за свое православие, то он будет все время загонять себя в болезнь. Или, другой вариант, тоже бывает, лечение будет успешным, потому что он бросит православие и будет вести жизнь неверующего человека.
Вот так не надо. Надо прийти в Церковь, но прийти смиренно, понимая, что если мы и приобщаемся к какому-то великому и сокровенному знанию, то не таким образом, что мы его уже узнали. Мы должны бы узнать, но пока еще не узнали, а узнали только, куда надо пойти, чтобы узнать, и как пойти. Вот так надо потихонечку идти, чтобы никто особо не видел, как Жены-Мироносицы шли за Христом, на них никто особо внимания не обращал. Так мы, христиане, должны идти за Христом, чтобы на нас обращали как можно меньше внимания, потому что всякое такое внимание для нас будет искусительно и будет создавать для нас поводы ко греху. Но какое-то внимание будет все равно, конечно, это и есть те искушения, часть из них, которые мы должны преодолевать.
Идти за Христом так, чтобы снаружи это было незаметно, но идти неуклонно, не останавливаясь, — вот тогда мы и станем христианами. И я подчеркну самое последнее и самое важное: начать можно в любой момент, с того места, где мы находимся сейчас. Кто находится в Церкви, тот начнет как христианин исправляться. Кто не находится в Церкви, все равно начнет исправляться и подходить к тому, чтобы в Церковь войти. То есть, каждый, на каком бы участке жизни он ни находился, может вступить на этот путь.
Аминь.