Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем преполовение Четыредесятницы. Почему это так значимо? Почему эта среда особенно выделяется среди богослужений великого поста? И вот даже, как получилось в этом году, в случае совпадения с этим днем праздника сорока мучеников праздник переносится, а этот день остается, каким он был, хотя он совсем не праздничный. И в типиконе даже написано, что раз он непраздничный, то нельзя послаблять пост в этот день. А в чем же тогда важность?

Важность вот в чем — отчасти мы об этом говорили, когда у нас было празднование в честь креста, которое, собственно, продолжается всю эту неделю, — а именно: середина поста – это новое начало, новый старт. Потому что пост сам по себе достаточно длинный, чтобы утомиться. Причем, для тех, кто постится примерно так, как большинство из нас, это означает не физически изнемочь (хотя, может, для кого-то и физически изнемочь), а просто привыкнуть к тому, что вроде идет пост, и рассеяться, и опять потерять то, что собрали за эти первые недели поста.

Так к чему же привлекает нас сегодняшний день, вся эта седмица, особенно – сегодняшний день? К тому, чтобы опять начать постится, как будто был только первый день поста, как будто бы сегодня мы начинаем. Поэтому опять у нас были, недавно, в воскресный день пасхальные песнопения, а мы вспомним, что и в прощенное воскресенье, по крайней мере, по русскому обычаю звучат пасхальные песнопения, и опять нам открывается поприще. Но теперь мы понимаем, что уже очень мало осталось до Пасхи. Великий пост вообще устроен как горка, с которой ты съезжаешь и оглянуться не успеешь, как ты уже внизу. И вот с этой горки хорошо бы как-то съезжать на ногах, а не кубарем, когда уже сам не понимаешь, в каком состоянии ты пришел к Пасхе, и, соответственно, после Пасхи ты уже вообще теряешь всякую возможность оценивать свое состояние. Потому что на беспорядочно проведенный пост и такой, от которого ты очень сильно устаешь, накладываются всякие неумеренные пасхальные радости — и на этом христианство кончается. А надо съехать на ногах. Надо как-то подумать. Надо затормозить. Вот сегодня как раз такой день, самый, можно сказать, в этом смысле главный в течение великого поста, когда надо затормозить. Посмотреть, что половина позади, половина впереди. И вот мы смотрим и как бы заново начинаем. Затормозили, но опять поехали.

Аминь.

епископ Григорий