Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память преподобного Серафима Саровского в честь важного события уже не его земной жизни, а жизни нашей Церкви – в честь прославления его в 1903 году. Тогда были огромные саровские торжества с участием царской семьи. И самое главное участие царской семьи было даже не в самих этих торжествах, а в том, что они вообще смогли состояться, потому что Синод, не смотря на побуждение со стороны даже царя, все равно не стал бы прославлять Серафима Саровского, а предпочел бы все это дело как-то «замотать».

Конечно, были люди верующие, были и клирики, которые особенно к этому стремились, но Синод — нет. Синоду было непонятно, что это было за явление, в центре которого находился Серафим Саровский, но которое не ограничивалось Серафимом Саровским. И это явление фактически продолжалось до 30-х годов прошлого века.

О жизни Серафима Саровского мы знаем очень мало достоверного, но что-то, впрочем, знаем, хотя и в этом случае трудно определить степень достоверности. Но известно, что он, действительно, был какой-то не просто большой подвижник, а получил от Бога огромное откровение о том, что тогда происходило, о том, что будет происходить — он, действительно, достиг обожения.

Он не просто это получил сам, но в той или иной степени разным людям это открыл. Поэтому вокруг него всегда собирались самые разные люди. Конечно, прежде всего, это его община, которую мы называем монашеской, и по сути это верно, потому что она и была монашеской, но с точки зрения формальной это было глубоко неверно, потому что они совершенно не регистрировались как монахи, не принимали формального пострига и не имели до 1860-х годов, то есть уже спустя более 30 лет со смерти Серафима, от Синода статуса монастыря.

А когда получили этот статус, то там все равно играли роль какие-то юродивые, которые тоже не были монахинями. И так продолжалось до 1903 года. Мы знаем, что царская семья побывала у Паши юродивой, которая передала какое-то послание, содержание которого нам неизвестно, но адресованное Серафимом Саровским «тому царю, который меня прославит». Есть такое предание.

И, видимо, что-то там было достаточно тяжелое, хотя в то же время там царица особо хотела помолиться о рождении наследника, и после этих торжеств она была уверена, что наследник будет, и он, действительно, был дан. Но рассказывают, — хотя это, конечно, тоже, может быть, задним числом придумано, — что она очень хотела, и ей кто-то, может быть, Паша Саровская, сказал, что, если ты очень хочешь, то будет тебе наследник, но таким тоном, что можно было понять, что лучше б ты и не хотела.

Еще говорят, и, наверное, тоже придумано задним числом, а, может быть, и правда так было, что царь вышел очень бледен после этой беседы. То есть он услышал послание от Серафима Саровского, которое на него произвело тяжелое впечатление. Конечно, он в него поверил, попытался его понять – всегда такие послания бывает трудно понять, ты им веришь, а значение не понимаешь, – и он понял, что там что-то тяжелое. Некоторые считают, что его фатализм, проявившийся в легкости отказа от престола, тоже был связан с этими пророчествами.

Но как бы то ни было, то, что создал Серафим, особенно это стало заметно после его смерти, превратилось в главный центр возрождения православной жизни. Конечно, православная жизнь возрождается не без «сумасшедшенки». Называвший себя «служкой Серафима» Мотовилов занимался тем, что писал царю Николаю I совершенно безумные послания о том, что ему, Мотовилову, открыто насчет этого царя. Медицинским языком они очень легко квалифицируется как параноидный бред, и, конечно, это не имело никакого отношения к действительности – ничто из этого не сбылось, — но послания до сих пор сохранились, потому что оставлялись в архиве. Конечно, государственную и синодальную власть это заставляло чураться серафимовского монастыря, но, в то же время, они понимали, что там есть что-то такое настоящее.

И вот было такое возрождение. Многие люди, которые смотрели вот на это явление, на похожие, пусть и в меньшей степени, другие явления, которые в XIX веке уже были в России, могли сказать, что возрождается русское православие наконец-то из господствовавшего тогда псевдо-православия и безбожия.

Они все это одобряли, но подобно Серафиму, который говорил о том, что уже достаточно близки времена, когда архиереи русские совершенно онечистивятся, говорили о том, что все равно все эти благие явления не успеют перекрыть нарастания всего разрушительного, что тогда тоже нарастало в обществе. Мы знаем, что в итоге получилось.

Все-таки Церковь выстояла, и выстояла, прежде всего,  как катакомбная Церковь в России. И в этом огромную роль играла дивеевская среда Серафима Саровского. Саровский монастырь был закрыт только в 1927 году. Это не было связано с декларацией Сергия, а было связано с тем, что был просто общий натиск, и, может быть, он еще года два постоял бы открытым до тех пор, когда уже все подряд стали закрывать, но большевики знали, что именно при этом монастыре находятся особенно твердые исповедники православия, разные монашествующие, которые туда прибились со всей России, и епископы – Серафим Звездинский, прежде всего.

Действительно, большевики не ошибались. Потом именно эти люди были близки к разогнанному уже теперь Саровскому монастырю и Дивеевскому монастырю и возглавили катакомбную Церковь. Не то, чтобы они ее всю возглавили, но они были в числе тех людей, которые ее возглавили, которые показали пример, прежде всего, — потому что возглавить в то время означало не издавать указы с подписью и печатями – указов не издавали вообще, — а именно показывать своим примером и наставлять людей.

С этим в русскую историю вошел Серафимо-Саровский монастырь и Дивеевский. Впоследствии, уже в постсоветское время, наследники красной церкви сделали то, что они и всегда делают. И сейчас там плодятся всякие ужасные суеверия, какой-то туристический бизнес растет вокруг самых нелепых суеверий еще дореволюционного происхождения. Какие-то очень понятные простым людям и очень выгодные коммерческие вещи распространяют, но я не буду сейчас подробно на этом останавливаться – я сам этого подробно не знаю, да и знать не хочу.

Но настоящее почитание Серафима Саровского предполагает почитание именно всего этого нашего исихазма, внутренней Иисусовой молитвы, внутреннего христианства, которое является единственным настоящим христианством, которое возрождалось благодаря Серафиму Саровскому в дореволюционной России и выстояло в революцию, в большевицкие гонения.

И нам самим надо вот так же выстаивать в тех гонениях, которые мы претерпеваем сейчас. Но все-таки надо понимать, что всегда самые главные гонения православного христианина бывают не извне, не от безбожников, даже не от лжебратии, то есть не от тех, кто называется христианами, а по сути таковыми не является, а исключительно изнутри – это самые тяжелые гонения. Нет больших гонителей у нас, чем мы сами.

Посмотрим, что нас отвлекает от молитвы, от хождения в церковь, причащения, а прежде всего – что нас отвлекает от молитвы Иисусовой, когда мы ей стараемся заниматься. Так мы увидим, кто наши самые главные гонители.

Аминь.