Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Даниила Столпника хоть и вспоминают в богослужении, и есть служба, которую мы сегодня служили, но, тем не менее, знают о нем мало и почитают совсем не так, как почитали когда-то при его жизни и после его смерти, а умер он в 493 году. Его почитали как нового пророка Даниила.Он стоял на столпе более тридцати лет в ближайшем пригороде Константинополя Анапле.

К нему ходили все жители за духовным советом и наставлением, и не только простые жители, но и сами императоры, в основном это были два императора – Зинон и Анастасий. Пока был жив Даниил Столпник, удалось на какое-то время умиротворить самый большой и самый трагический раскол христианского мира за всю его историю, который произошел чуть раньше того, как святой взошел на столп, а именно в 451 году в городе Халкидон – это напротив Константинополя через Босфор.

Тогда состоялся Вселенский собор, который принял очень двусмысленные решения, после чего весь православный мир раскололся, причем и среди сторонников, и среди противников Халкидонского собора были святые отцы в большом количестве. Началась смута, которую, несмотря на то, что императоры однозначно принимали позицию Халкидонского собора, совершенно не удавалось удержать.

Некоторые другие святые, взошедшие на столп раньше и сиявшие тогда на всю вселенную – например, Симеон Столпник, который был изобретателем подвига столпничества, он стоял на столпе в Сирии недалеко от современного города Алеппо, — вроде бы и поддерживал Халкидон, но как-то так, что противники Халкидона тоже на него ссылались.

И получалось, что Халкидонский собор был двусмысленный, и можно было быть даже уверенным, что посреди его сторонников были еретики, фактически несториане. И в тоже время, в среде его противников, можно было быть уверенным, были православные. Что в такой ситуации было делать?

И вот после многих лет споров, уже через тридцать лет после Халкидонского собора, в 482 году император Зинон издал свой указ, который назывался “Энотикон”, то есть “объединительный”.Он его издал, находясь под духовным руководительством Даниила Столпника. Именно авторитет Даниила Столпника, к тому времени уже большой, потому что он уже девятнадцать лет стоял на столпе, чем был всем известен, позволил внести мир.

Суть того указа была такая: анафематствовать точно известные к тому времени еретические крайности Евтихия и Нестория, но, в то же время, ничего не говорить о Халкидонском соборе. Не анафематствовать, но и не признавать, то есть, кто хочет – пусть признает, кто хочет – отвергает, но лишь бы в остальном было согласие в вере. В частности, чтобы нечестивые учения о Христе Нестория и Евтихия, уже осужденные ранее, отрицались. А те, кто отрицается этих лжеучений, не должны иметь между собой вражды.

Пока был жив Даниил Столпник, такой смысл “Энотикона” и сохранялся. Это продолжалось не только при жизни императора Зинона, но и после его смерти, когда вступил на престол император Анастасий. Он тоже слушал Даниила Столпника.Но потом Даниил Столпник умер, и вскоре после этого, через несколько лет император Анастасий, хотя он был умудрен годами, ему уже было за семьдесят лет, попал под влияние других людей, которые уговорили его истолковать Энотикон таким образом, чтобы придать ему еще и смысл анафематствования Халкидонского собора, хотя там таких слов не содержалось.

Он издал новые постановления и указы, в которых содержалось категорическое отрицание Халкидонского собора. Опять началась смута. Но внезапно в 518 году, то есть спустя примерно двадцать лет после агрессивной политики против Халкидонского собора, император Анастасий умер. Наследников у него не было, поэтому династия сменилась, и новым императором стал Юстин I. Он был из придворных предыдущего императора, но начавший свою карьеру из конюхов, тоже пришел к власти в пожилом возрасте вместе со своим молодым племянником, будущим императором Юстинианом Великим.

И вот эта новая династия отменила Энотикон как указ и вернулась к почитанию Халкидонского собора. Но это было сделано не просто так – это было сделано мудро. Потом эта политика запечатлеется в постановленияхV Вселенского собора при императоре Юстиниане уже в 553 году. То есть уже через сто лет после Халкидонского собора.

Халкидонскому собору дали то самое истолкование, которое фактически соответствовало богословию эпохи Энотикона, но эпохи именно Энотикона Зинона, а не его позднего монофизитского истолкования. То есть Энотикон как документ отменили, а богословие, которое там было выражено, наоборот, утвердили. И сказали, что именно такое толкование Халкидонского собора является православным. Это было запечатлено сначала в постановлениях менее высокого уровня, а окончательно в постановлениях V Вселенского собора.

Причем здесь Даниил Столпник? При том, что он “пал”, в некотором смысле, жертвой всех этих церковных событий, потому что его имя очень тесно связывалось с защитой Энотикона. Когда Энотикон был отменен как неправильный в 518 году, потому что с ним было связано уже несколько лет еретическоемонофизитское учение, то тогда и память Даниила Столпника как нового пророка Даниила тоже померкла. Осталось просто его почитание во святых как великого подвижника.

Поэтому сейчас, начиная с VI века, он почитается как просто один из святых. Но я думаю, что нам важно возродить его почитание как и пророка Даниила своего времени. Почему это важно? Потому что в наше время мы становимся свидетелями того, как происходят разные перетолкования церковного учения в разные стороны, причем сначала в неправославную, потом, может быть, опять в православную сторону; как потом меняется репутация людей, которые за этим стояли; как меняется историческая память как святых, так и наоборот совсем даже не святых.

И вот мы должны понимать, что есть церковное учение, которое неизменно, и есть его толкования, которые обязательно должны меняться, потому что если они не будут меняться, то они становятся бестолковыми. А почему они должны меняться? Потому что меняются те люди, которым церковное учение должно быть истолковано. Меняются люди – меняется толкование.

Приходят новые эпохи, и когда меняется толкование, но меняется не по своему внутреннему содержанию, а по внешнему, то меняются многие атрибуты церковного богопочитания и почитания святых. Меняются атрибуты, но суть не меняется. Поэтому, скажем, святой Даниил Столпник не перестает быть святым. И к счастью, хотя, конечно, был и такой риск, не пропало его почитание вообще во святых.

Но были такие святые, которых перестали почитать во святых, потому что они были скомпрометированы в чьих-то глазах. Это все тоже бывает. Но как бы то ни было, суть церковного учения одна – она свидетельствуется святыми. И мы должны это понимать лучше, чем, может быть, люди средневекового времени, потому что наши времена более лукавые, сейчас на нас направлено больше информационных потоков, которые обязательно отвлекут нас от православия куда-нибудь на страну далече, если мы не будем именно с точки зрения православного Предания ко всему этому относиться.

А с точки зрения православного Предания можно сказать одно: да, исторические интерпретации меняются, причем могут меняться даже и неправильно, но главное, что остается церковное учение – оно правильное. Конечно, правильные исторические интерпретации помогают его понять, хотя это и не обязательная опора, но полезная.

Поэтому будем обращаться особенно с молитвами к тем святым, которые в свое время оказались на церковных распутьях, когда православные люди не понимали друг друга, даже хуже того – анафематствовали друг друга, будучи членами одной и той же Церкви, держась одной и той же православной веры.Эти святые тогда служили исповеданию единства церковного, и сейчас должны тем более этому же служить.

Аминь.