Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

 Мы празднуем Пятидесятницу вместе с нашими усопшими, потому что Церковь не делится на живых и усопших; чтобы правильно молиться об усопших, нам надо самим быть правильными христианами; праздник Пятидесятницы – это праздник основания Церкви; решение присоединиться к Церкви должно созреть, но надо жить так, чтобы оно созрело; нельзя ходить в храм и причащаться под настроение и считать, что ты в Церкви; чтобы понять, чему учит Церковь, надо стараться участвовать в различных богослужениях; необходимо читать псалмы, потому что вся служба насыщена цитатами из них; поминовение усопших — часть христианской жизни, но именно часть.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем одну из служб Вселенских Родительских суббот, положенных в Церковном Уставе. Сегодня один из двух самых главных дней поминовения усопших. Сегодня поминовение усопших связано с Пятидесятницей, то есть этим поминовением мы уже начали праздновать Пятидесятницу, потому что Духа Святаго принимают не только те ученики, которые были в Сионской горнице в момент Пятидесятницы, и не только все православные, которые пришли впоследствии по их проповеди в Церковь, но и все усопшие. И те, кто ожидал этого раньше, кто умер еще до момента Пятидесятницы, тоже находятся в Церкви – она едина, не разделяется на усопших и еще живущих на земле.

Если мы все празднуем Пятидесятницу, то празднуем ее вместе с нашими усопшими. Вот такой смысл имеет поминовение усопших именно в этот день, хотя поминовение усопших само по себе имеет смысл каждый день, каждый день необходимо совершать его в церковных молитвах и в наших домашних.

Таким образом, мы уже приступили к празднику Пятидесятницы. Но что такое праздник Пятидесятницы для всех нас? Для того, чтобы нам правильно молиться об усопших, нам надо самим быть правильными христианами, самим участвовать в этом празднике, чтобы через нас преподалось причастие и нашим усопшим. Как нам самим в этом участвовать? Что такое праздник Пятидесятницы?

Праздник Пятидесятницы – это праздник основания Церкви, и участвовать мы можем в нем тогда, когда сами становимся членами этой Церкви. До того, как Святой Дух снизшел на апостолов, они еще не могли выходить на проповедь, не были укреплены для этого, но после того события они уже могли проповедовать, и началось распространение Церкви по всему миру. Это привело к тому, что каждый из нас тоже к ней присоединился, а если он еще к ней не присоединился, то, по крайней мере, он имеет эту возможность. Надо стараться использовать те возможности, которые мы имеем.

Некоторые из нас понимают, что они еще совершенно не христиане, что они еще не присоединились к Церкви, живут вне этого, считают, что как-то очень сложно жить в Церкви, страшно, и поэтому не решаются приступить. Конечно, трудно решиться – и это правильно. Действительно, тут есть на что решаться. Я вовсе не хочу сказать, что это легко, что не надо пугаться, надо приходить в Церковь, становиться христианами. Нет. Надо пугаться.

Если не пугаться, то христианином не станешь, а станешь неизвестно чем – без страха Божьего, без страха человеческого. Но надо понимать, к чему ты приступаешь. Для этого надо потихоньку изучить, походить на богослужения, особенно в посту, и постепенно решение присоединиться к Церкви созреет. Оно должно именно созреть, но не надо отговариваться, что оно созреет когда-нибудь, а пока я поживу, как хочу. Нет. Надо хотеть жить так, чтобы оно созрело когда-нибудь, приложить к этому усилия. Тогда оно созреет.

Если же мы формально к Церкви присоединились, то надо смотреть, в чем это наше присоединение к Церкви состоит. Кто-то, может быть, причащается раз в год или даже не каждый год,и вообще под настроение и думает, что он православный христианин, потому что вроде он во все верует. Но это на самом деле еще хуже, чем если бы он вообще к Церкви не присоединялся, потому что присоединиться и отпасть — значит погрешить против Святых Христовых Тайн, которым человек был сподоблен. А теперь он всем этим пренебрег, то есть фактически отпал. Мы помним, что по постановлению Вселенских Соборов, тот, кто больше трех недель по собственной воле не причащается и не исповедуется, тот сам себя от Церкви отлучил, и может быть принят обратно не иначе, как через покаяние и назначение епитимии.

Не будем утешаться иллюзией, что мы в Церкви, если мы приходим от случая к случаю, под настроение и причащаемся вообще крайне редко. То есть лучше никак, чем так. Но если мы сейчас поймали себя на том, что живем именно такими “христианами”, то постараемся исправиться. А как исправиться?

Во-первых, надо прийти и покаяться на исповеди в этом, и уже многое станет гораздо яснее. Во-вторых, дальше просто надо все время готовиться к исповеди, и готовиться к какой-то дате, достаточно скорой, которую мы сами себе должны назначить, к которой мы в следующий раз постараемся прийти и причаститься. Назначить ее надо на две недели вперед, на одну неделю вперед, на завтра. Максимум, на три недели вперед. Если уж эти сроки будут срываться, то будем делать все, чтоб как-то исправиться, постараться поскорее все-таки прийти и поучаствовать полностью в богослужении, причаститься. Я подчеркиваю, что участие в церковном богослужении – это не только само по себе причастие, и даже не только сами по себе молитвы в течение всей литургии, а это участие и в других богослужениях.

Надо стараться понять, чему Церковь учит. Для того, чтобы это понять, надо даже не просто ходить на литургию, а стараться вообще участвовать в разных богослужениях. Каждый праздник у нас бывает не только литургия, но и утрени, вечерни. Очень важно во всем этом участвовать тоже.

Да, сначала многое непонятно. Но если мы будем сами читать Священное Писание и Псалтирь дома, то сразу станет понятным очень многое, потому что за богослужением много читают псалмов, вся служба насыщена цитатами из них. Если мы знаем псалмы, то нам автоматически будет открываться очень многое. Чтобы их знать, надо читать Псалтирь дома. Когда есть возможность это делать, надо этим не пренебрегать.

Богослужение само по себе уже, конечно, как-то объясняет само себя: сначала непонятно, непонятно, а потом все становится уже родным и вразумительным. Хотя всегда остается много неясного, но это надо преодолевать в течение всей жизни, все время что-то узнаешь новое. И вообще, если мы христиане, то, конечно, мы христианство будем узнавать по-новому, до тех пор, пока наша жизнь продолжается, по крайней мере, пока продолжается наша христианская жизнь.

Поэтому будем поминать усопших, это все очень важно, но не будем забывать, что поминовение усопших – это наш долг, часть нашей христианской жизни, но именно часть. Часть может существовать только в целом, а целое – это сама христианская жизнь. Постараемся к ней приступить, если мы раньше не приступали вообще, или восполнить недостающее, если мы раньше к ней как-то приступали.

Аминь.