Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в Великий четверг, мы совершаем несколько воспоминаний Страстной седмицы, но одно из них, безусловно, самое главное и превосходит по важности все остальные. Это воспоминание Тайной Вечери, то есть установления Евхаристии. Смысл этого особенно ясно выражается в одном из песнопений праздника, которое поется также и за литургией в качестве задостойника. Может быть, не все его понимают, поэтому стоило бы объяснить.
“Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладитеся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем”. Что это означает?
Нам предлагают научиться странствию Владычню. Что это значит? Это значит понять, узнать что это такое — вот что значит научиться. “Странствия Владычня”. Странствие — это по-славянски и по-гречески означает не только процесс перехода с места на место, а пребывание в чужой стране, то есть быть чужестранцем. Кто пребывает где-то чужестранцем, тот странствует. Вот Господь пребывает чужестранцем в человечестве. Он естественным образом был Бог, и, оставаясь Им, стал человеком. То есть это “странствие Владычне”. Как же нам предлагается ему научиться? Как мы должны это узнать? Узнать мы должны, естественно, опытным путем через Евхаристию. Поэтому говорится: “Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы”. То есть речь о Евхаристии, научиться надо ей, потому что именно в ней “странствие Владычне”.
“На горнем месте, высокими умы”. Горнее место — это Сионская горница, в которой произошла Пятидесятница, и, согласно большинству преданий, которые в данном случае имеются в виду, произошла там же и Тайная Вечеря. Эта горница находится на возвышении, куда надо подняться. На Востоке так строили обычно дома, но здесь имеется в виду особое святилище. И вот нам предлагается туда подняться, то есть “высокими умы” — высокими умами — не физически подняться, а подняться духовно. В этом значение того, что это горнее место, то есть высокое место. Горница была и физически расположена на возвышении, но, как часто бывает в храмовой и церковной архитектуре, здесь имеется и духовный смысл.
“На горнем месте, высокими умы, придите насладитеся, возшедша Слова, от Слова научившеся”. — Узнав от Самого Слова, то есть от Логоса Божия, от Сына Божия, что Слово “взошло”, “поднялось вверх” буквально. Казалось бы, речь идет о воплощении — нам было бы естественно услышать “снизшедша Слова”, то есть, что спустилось вниз. А здесь говорится, что поднялось верх. Дело в том, что когда говорится о вхождении в дом на Востоке, то всегда говорится “подняться в дом”, а не войти в дом, потому что все жилые помещения на возвышении. Но здесь в выражении, что в горницу можно только взойти, то есть подняться, а не просто войти, подчеркивается, конечно, символический смысл. Туда, куда на горнее место поднялось Слово вместе с человечеством, приглашаемся и мы взойти. “Возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем”. — Вот нам предлагается взойти в Сионскую горницу, где совершается Евхаристия. И естественно, это означает — не зря же нам это предлагается, — что и сейчас, когда мы совершаем Евхаристию в любой христианской церкви, то именно это и происходит, что тогда произошло на Тайной Вечере.
Когда Господь говорит “сие творите в Мое воспоминание”, а мы это исполняем, имеется в виду, что мы не просто какие-то поминки совершаем, как считают протестанты, что просто вспомнили хорошего человека, и как он просил, так его и помянули, а имеется в виду, что мы реально участвуем в том, что произошло тогда один раз. Мы не повторяем ничего, театра у нас тоже никакого нет. Повторить жертву Христову нельзя. Она была один раз и навсегда, как это в “Послании к Евреям” еще объясняется. Мы участвуем в том самом единственном событии, потому что мы тоже поднимаемся, восходим в ту самую Сионскую горницу.
Вот, получается, какая должна быть наша христианская жизнь. Она или такая, и мы все это делаем, или она просто не христианская. Какое может быть христианство без Евхаристии, без принадлежности к Телу Христову? Очевидно, что это даже не позволяет говорить о том, что там может быть или не может быть христианство.
Поэтому мы никуда не можем добровольно уйти от Евхаристии. Если у нас есть такая возможность причащаться, мы должны всегда ей пользоваться. Если нет — то это судьбами Божиими устроено, значит, нам Господь даст иначе причастие Своему Телу.
Он всегда хочет, чтобы мы были Ему причастны, чтобы мы были христианами. И если при этом Он по каким-то Своим судьбам не дает нам возможности участвовать в Евхаристии в земной Церкви, то, значит, Он дает другими способами участие в Теле Христовом. Например, мученикам в их мучениях, даже когда они еще не мучились при их убиении, но когда они мучились в заключении.
Об этом прямо святые отцы говорят, когда утешают находящихся в заключении христиан в том, что те лишены возможности причащаться: вы не лишены возможности причащаться, а вы причащаетесь. То же самое можно сказать и о тех, кто болеет, но, подчеркну, что не обо всех, а только о тех, кто не может позвать священника, потому что ему неоткуда позвать.
А если, скажем, может позвать, но не позвал, то это к нему не относится — это он уже сам виноват. Позвать священника надо в такой ситуации, если есть откуда. Конечно, далеко не все больные такую возможность имеют, если она есть — то слава Богу.
Получается, что если мы должны все время так причащаться, то мы должны все время и внутренне к этому готовиться — не только освобождать время, чтобы прийти в церковь, хотя нелишне напомнить и об этом, но нужно обязательно готовиться внутренне. Кстати, тогда будет легче и внешне время освободить и настроиться.
Готовиться внутренне — это интересоваться тем, что меня располагает к тому, чтобы причаститься, к тому, чтобы встретиться с Христом, и наоборот — не интересоваться, отбрасывать от себя то, что от Него удаляет. Я думаю, что каждый может вспомнить за собой какие-то свои собственные состояния, особенно полезно вспомнить недавние состояния, когда мы отпадали от Бога, забывали и не готовились к причастию, не молились.
Что мы при этом делали? Вот это желательно вспомнить, и, причем, не только за всю жизнь, а за конкретный недавний период. Это будут те самые вещи, которые особенно нам вредят, которые сейчас, на данном этапе нашей жизни, особенно мешают нам, и с которыми мы должны особенно бороться, выбрав их из большого числа грехов.
Репертуар наших грехов велик, есть откуда выбрать. А вот как выбрать, если глаза разбегаются, с чем бороться? Бороться надо со всем. Но тут нужны приоритеты. И вот выбрать помогает причастие, Евхаристия и подготовка, точнее говоря, неудачи в этой подготовке показывают нам то, что нам особо мешает.
Конечно, это только один из способов, а есть и другие. Надо стараться всеми способами понять, что нам полезно. Поэтому будем благодарить Бога за то, что мы еще раз сподобились причаститься, и будем готовиться к тому, чтобы причащаться следующий раз и, по возможности, всегда.
Аминь.