Воспоминание Креста облегчает нам течение поста, указывая на смысл нашего жизненного креста. Что значит “погубить душу свою” ради ее спасения. Многие думают, что христианство должно помогать людям в житейских делах и утешать в скорбях; но это может делать и любая другая религия. Церковь существует для того, чтобы дать нам жизнь вечную — то, чего “нормальные люди” никогда не хотят, т.к. ничего об этом не знают, и живут так, как будто земная жизнь будет длиться вечно. Нашу жизнь, как данную нам сумму денег, мы должны потратить на приобретение того, что пригодится нам в жизни будущей, а всего, что такому приобретению не способствует (в т.ч. разные удовольствия), избегать. Залог будущих благ — видение нетварного Света Божества; и даже если не все его увидят в этой жизни, но все, кто действительно начинает жить по-христиански, приобщаются еще в этой жизни к Царствию Небесному. Это приобщение выражается не в чувствах или эмоциях, а в исполнении Господних заповедей. Не испытывать эмоций и не чувствовать неудобств мы не можем, но это не должно нас отвлекать от стяжания жизни вечной.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы достигли той недели, которая начинается сегодняшним воскресным днем, когда Святая Четыредесятница достигает середины. Эта неделя посвящена воспоминанию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Святые отцы объясняют, почему в середине Великого поста положено воспоминание Креста. Причин этих много, и среди главных называются такие: для того, чтобы показать нам цель — участие в Господних страданиях, чтобы потом участвовать с Ним в воскресении, — и для того, чтобы облегчить нам течение поста, когда мы уже дошли до его середины. А чем же Крест может облегчить нам течение поста, если это вроде бы воспоминание страданий? Вот это как раз объясняется в сегодняшнем евангельском чтении, которое специально сегодня и положено, чтобы объяснить нам, в чем христианский смысл креста, именно того креста, который должен быть у каждого христианина.
В Евангелии этом сказано так: “Кто хочет спасти свою душу, тот ее погубит, а кто хочет погубить свою душу, тот ее спасет”, — т.е. крест это способ погубить свою душу — вот что, собственно, сегодня мы прочитали. Многих людей несколько смущают эти формы выражения, поскольку непонятно, что здесь имеется в виду, ведь не может же Господь учить погублению души; что же это тогда значит? А объяснение тут самое простое. В семитских языках, включая еврейский и арамейский, обычно нельзя сказать “я сам” (там нет такого слова — “сам”), а говорится: “моя душа”. Поэтому слово “душа” тут выступает практически как местоимение, а не как существительное; и это означает, что кто хочет сам себя спасти, тот себя погубит (имеется в виду для жизни вечной), а кто сам себя погубит ради Господа и Евангелия, тот себя спасет. Это уже, конечно, намного понятнее.
Но все равно самая большая непонятность Священного Писания и вообще христианства заключается не в словах, а в смысле: что же мы такое должны сделать, чтобы спастись? Потому что многие люди считают, что христианская религия направлена на то же самое, на что направлены разные языческие религии, а именно — на облегчение людям их повседневной жизни, чтобы им было удобнее и легче заниматься своими делами, чтобы они имели больший успех в работе, в житейском благополучии, в семейной жизни; а если уж их и постигают какие-то скорби, то христианство должно помогать им легче их переносить, т.е. приносить некий психотерапевтический эффект. Конечно, христианство способно это все нам принести, особенно психотерапевтический эффект, потому что это способна принести вообще любая религия, совершенно независимо от того, истинна она или нет. Потому что чтобы субъективно лучше себя чувствовать, чтобы успокоиться, человеку истина совершенно не нужна. Ему нужно что-то такое, что его просто убеждает и успокаивает, а это может быть любая ложь, тем более, если человек хочет ее принять и успокоиться. Поэтому надо помнить, что христианская Церковь существует не для того, чтобы кого-то успокоить и облегчить людям земную жизнь, — потому что какой может быть в мирском смысле покой и какая легкость в Кресте? Она существует для того, чтобы дать нам жизнь вечную. А жизнь вечная — это то, чего нормальные люди (и к сожалению, становясь христианами, мы в этом смысле не перестаем быть “нормальными людьми”) никогда не хотят, потому что они об этом ничего не знают. Люди знают ту обычную жизнь, которой они живут, они знают некоторые ее радости, которые испытали сами или видели у окружающих (или им кажется, что это радости, хотя на самом деле они могут быть вовсе и не радостями); за этим они гоняются, а за тем, чего они не знают, они не гоняются и знать этого, в общем, не хотят, поэтому никто не стремится к жизни вечной, а все стремятся сделать вечной эту свою временную жизнь. Хотя все прекрасно знают, что это совершенно невозможно, ведь никто не сомневается, что обязательно умрет. Но однако люди живут так, как будто бы этого можно было избежать, потому что вот, один раз удается не умереть (проходит мимо какая-то опасность, излечивается какая-то болезнь), другой раз удается не умереть, — и кажется, что так будет всегда. Хотя все равно мы знаем, что не сейчас, так потом, но умереть мы умрем обязательно, и вечного продолжения этой жизни быть не может. А что же будет продолжаться в вечности? Что-то совсем не то, о чем мы даже не хотим думать.
Но если мы действительно начнем задумываться о смысле Евангелия, о смысле Господних заповедей, о смысле христианства, то конечно, это нас приведет к совершенно другим мыслям. Мы поймем, что наша жизнь дается нам примерно так же, как какая-нибудь сумма денег. Можно положить ее в какую-нибудь банку, и после твоей смерти ее кто-нибудь найдет, но тебе она уже не пригодится; а можно эту сумму денег — нашу жизнь — потратить именно на то, для чего она нам дана: чтобы купить то, что нужно. И недаром эту метафору использует Господь, говоря, чтобы мы использовали временное и неправедное наше богатство для того, чтобы нажить себе друзей и заручиться их помощью в жизни будущей. Вот так мы и должны тратить свою жизнь — исключительно для того, что останется с нами и после смерти. И только в зависимости от того, что останется с нами после смерти в результате тех или иных трат, мы должны смотреть, стоит ли вообще нам этим заниматься или нет. А тогда получается, что все наши житейские удовольствия, которые мы можем испытывать в этой жизни, не только прямо греховные, но вообще все, оказываются как бы ненужными и чем-то таким, чего следует избегать; пусть не от всего следует бежать, как прямо от греха, но от всего следует бежать как от чего-то такого, к чему мы можем прилепиться душой, и тогда это станет для нас грехом.
Конечно, это может у кого-то вызвать очень тяжелые мысли, что христианство — это просто такой способ испортить себе жизнь, а будет ли еще что-то на том свете или нет, это еще неизвестно. Но это тоже неправильное рассуждение, что показывается как раз в том же самом сегодняшнем евангельском чтении. Потому что Господь после слов о кресте говорит: “Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе”. Во многих толкованиях эти слова связываются с тем, о чем рассказывается в Евангелии дальше, — с Преображением Господним, которые увидели действительно только “неции”, всего три человека из стоявшего вокруг Господа довольно большого числа людей. Конечно, не всем, кто попадет в Царствие Небесное, доведется еще раньше физической своей смерти присутствовать при Преображении Господнем, т.е. видеть нетварный Свет Божества. Но слова эти имеют еще и другой смысл.
Когда мы действительно начинаем жить по-христиански, то хотя бы в какой-то мере, сначала на первый взгляд даже, может быть, и незаметно, начинаем приобщаться к Царствию Небесному, и в нас начинается действительно какая-то другая жизнь. И прежде всего это проявляется вовсе не в том, что у нас появляются те или иные эмоции или чувства, а в том, что мы начинаем исполнять хоть какие-то христианские заповеди, что мы начинаем хоть жить в чем-то (понятно, что далеко не во всем, но хоть в чем-то) более согласно с Господними заповедями. А постепенно мы начинаем ощущать, что мы живем действительно в другой реальности, которая вечна; а то, что мы в то же время живем и в этой временной земной реальности, — это не перестает нами ощущаться, но ощущается по-другому: мы начинаем понимать, что на самом деле неважно, как мы живем в этой временной жизни, хорошо нам тут или плохо; нам становятся безразличны наши собственные эмоции и чувства, возникающие по поводу нашей земной жизни. Конечно, мы не можем жить так, чтобы по поводу нашей жизни не возникало никаких эмоций и чувств; это бывает только при каких-то болезнях, и ничего в этом хорошего нет, и это не есть христианская добродетель, хотя для кого-то, как всякая болезнь, это может послужить средством к стяжанию добродетели; потому что всякая болезнь, в том числе и психическая, может быть воспринята так, чтобы человек ограничил свои греховные проявления и усилил старания по спасению своей души.
Для нас неизбежно жить какой-то эмоциональной жизнью и испытывать разные чувства по тем или иным поводам, но если у нас есть что-то более важное, то мы перестаем обращать на это внимание. Например, когда мы увлечены и заняты чем-то житейским, мы легко можем забыть о еде, еще легче мы можем забыть о каких-то наших обязанностях, которые мы не очень любим или любим меньше, чем то, чем мы увлечены в данный момент. И вот, нам нужно, если не забывать о нашей земной жизни, то, по крайней мере, мало обращать внимания на те неудобства, которые мы получаем от различных житейских обстоятельств. Все наши неудобства и тягостные обстоятельства не должны быть для нас соизмеримы с тем, что постепенно мы открываем в другой жизни. И если мы будем так жить, то постепенно мы перестанем ставить перед собой цель добиться чего-то приятного в жизни сей. Вот это и будет означать, что в этой жизни мы занимаемся только одним — мы ее тратим или, другими словами, более прямо выражаясь, мы умираем. И это и означает — взять свой крест. Но мы должны умирать так, чтобы через это участвовать в смерти Спасителя, потому что только тогда это будет несение креста, и тогда мы будем участвовать в жизни всех святых, которые все умирали вслед за Христом. А чем больше мы умираем для этого мира, тем больше мы получаем возможность вкусить Царствие Божие, приходящее к нам в силе. Аминь.