Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Главное чтение Великого вторника — это беседа Христа на горе Елеонской о скончании мира; а главная притча — о десяти девах; елей в этой притче обозначает благодать Святаго Духа: нужно не только подвизаться в добродетелях, но и получать за это благодать Св. Духа; истинных христиан от ложных (безумных) невозможно отличить по внешним признакам; внешние изменения должны служить для внутренних, а не помогать сохранять наши греховные привычки; если мы хотим стать христианами, то мы должны искать чего-то другого, а не просто стараться стать хорошими людьми; христианская аскетика — постоянно жить в присутствии Бога, не отдыхая от христианства; опасность прелести для христианина неизбежна и нормально, и из прелести есть путь назад — через покаяние; начать жить по-православному можно с того, чтобы каждый день настраиваться на причастие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Главное воспоминание сегодняшнего дня связано с тем евангельским чтением, которое мы только что слышали на литургии, — это беседа Христа на горе Елеонской о скончании мира. Мы начали читать этот отрывок еще вчера вечером, а сегодня мы завершили это чтение. Именно к сегодняшнему дню, вторнику последних дней жизни Спасителя оно и относится. О чем мы сегодня читали?

Мы читали разные притчи, в которых Христос объясняет, как и за что он будет судить, как он будет судить праведников, как он будет судить грешников. Слышали о тех праведниках, к которым Господь пришел и сказал, что они пойдут в рай, потому что напоили Его, одели, пришли к Нему, когда Он был болен и в тюрьме и т.д. А они отвечают Ему, что ничего этого не делали. Тогда Господь отвечает им, что вы это сделали братьям Моим меньшим и тем самым сделали это Мне. Потом Он другим говорит: идите в огонь вечный, потому что вы ничего этого не делали. Они резонно спрашивают: когда же мы Тебя видели нуждающимся и ничего Тебе не сделали? Он отвечает, что вы это не сделали каким-то просто людям, братьям Моим меньшим, значит, тем самым вы отвергли Меня.

Рассказывал и другую притчу — о талантах. Богатый человек уехал, оставив своим рабам таланты. Одному – пять, другому – два, третьему – один. Двое рабов свои таланты умножили, а третий зарыл в землю. Здесь Христос Сам Себя сравнивает с человеком, который хочет прибытка какого-то. Он хочет прибытка от нас, но в добродетелях. Он сравнивает Себя с жадным и злым человеком.

Но самая главная притча из этого ряда – притча о десяти девах. Пять мудрых дев и пять юродивых дев, то есть глупых или безумных, одинаковопоступили в чем-то очень важном, а именно подвязались в хранении самой главной и высокой добродетели – девства. И преуспели в этом, видимо, одинаково. Нельзя сказать, что они были неверующие, потому что они не только верили в Бога, но ждали Жениха, знали, что Он придет. В этом они были одинаковы, но почему же половина из них оказалась безумными? Потому что они не имели елея в своих сосудах. Что такое елей? Конечно, елей – это символ, причем очень многозначный. Конечно, это символ милостыни, само слово “елей” обозначает милость и масло. То есть они ждали Бога, но пренебрегали ближними. Но это не главное и не исчерпывающее толкование.

Святые отцы дают самое главное толкование этой притчи: елей обозначает благодать Святаго Духа. Надо подвизаться, чтобы не просто не совершать каких-то грехов и внешним образом исполнять те или иные добродетели, даже если это самые высокие добродетели, а надо именно получать за эти добродетели благодать Святаго Духа. Почему так получается, что мы можем быть христианами и многое в себе исправить из того, что даже не все христиане могут совершить в своей жизни, но при этом оказаться в последний момент теми людьми, которым Господь говорит как тем девам: Я вас не знаю. Получается, что оне не христиане, хотя по внешним признакам никак нельзя было это сказать.

Эта притча для нас очень важна, потому что она относится к христианам. Те, кто вообще никогда не были в Церкви, никак себя к тем девам не относили. Они не могут пострадать подобно тем безумным девам – они не девы и, по-своему, даже не безумные. Но те, кто под внешней оболочкой христианства оказываются нехристианами, конечно, безумные. Они отказались от мирских удовольствий, жили, может быть, довольно строго, но все это оказалось бесполезным.

Если очень-очень обобщать, то можно сказать, что есть два способа быть христианином. Оба они предполагают, что человек над собой делает очень много усилий. Внешним образом и в том, и в другом случае человек меняется. Вполне возможно, что и меняется даже одинаково в обоих случаях, со стороны не различить. Почему мы сами и не можем, собственно говоря, не зная сердец человеческих, различать истинных христиан от ложных. Суть каждого прояснится только на Суде Божьем. Но есть внутреннее отличие, которое мы не можем увидеть в других людях, но зато можем и должны определять в себе. И вот один подход предполагает, что ты меняешься не просто внешне, но внешние изменения служат для внутренних.

Противоположный подход заключается в том, что ты, может быть, очень сильно меняешься внешне, но цель этих изменений заключается в том, чтобы внутри защитить себя, свои греховные привычки и страсти. Человек для того, чтобы отстоять свое желание делать какие-то достаточно безумные и нехорошие вещи, готов в других отношениях идти на многочисленные уступки и делать над собой очень большие усилия. То же самое бывает и в христианстве.

Мы сталкиваемся с этим, когда видим традицию народного благочестия и видим традицию настоящего православия, который обычно сохраняется в монашестве, и, главное, по-настоящему сохраняется даже не в монашестве, а только у святых отцов. В монашестве оно сохраняется, только когда само монашество следует наставлениям святых отцов. В чем же отличие этих традиций?

Если мы ищем примеры христианской жизни в традиционных христианских культурах, то сможем прочитать об этом у писателей Лескова и Шмелева. Можем и обучаться культуре, которую очень многие представители духовенства сохранили. Эта культура заключается в том, что сохраняются многие мирские интересы, но при этом тратится время на то, чтобы ходить в церковь, исполнять какие-то обряды, какие-то молитвы читать дома. Конечно, ограничивается совершение каких-то грубых грехов, в какой-то мере соблюдается пост, но зато остается свободной голова. То есть приносится дань христианству, но сохраняется увлечение какой-то интересной работой, семьей и т.д. Получается, что увлечения те же, что иу мирских людей. Они хорошие, но по-прежнему мирские. Мы же не сомневаемся, прожив столько времени в Советском Союзе, что среди атеистов может быть сколько угодно хороших людей. Если мы хотим стать христианами, то мы должны искать чего-то другого, а не просто стараться стать хорошими людьми. Что же такое настоящая аскетика?

Настоящая аскетика может и не так уж сильно напрягать нас физически, хотя по-гречески это слово имеет значение “спортивные упражнения”. Христианская аскетика похожа на спорт, на спортивные упражнения, но она должна, если правильно ее проходить, а не по книжкам Шмелева, не давать дань Богу, а жить с Ним. Ты можешь в одно время поститься, в другое – не поститься, можешь быть в церкви, можешь в другое время там не быть, но ты не можешь жить так, как будто сейчас нет Его рядом. Если Бог, действительно, в твоей жизни присутствует, то ты реально сознаешь, что это не может не быть самым главным событием в твоей жизни.

Когда к нам приходит какой-то дорогой гость, то это становится для нас самым главным событием дня. Но кто может быть дороже и важнее Бога? Получается, что когда мы приучаемся помнить об этом присутствии Божьем, то все остальное, казалось бы, тоже важное, резко теряет свое значение на фоне этого великого. Получается, что мы не можем просто отдать десятую часть жизни в Великий пост и потом жить спокойно, а мы никогда не можем жить спокойно. Мы хотим жить со своими близкими в семье, а получается, что, прежде всего, живем с Богом, а как там с семьей – уже непонятно. Конечно, если мы так живем с Богом, то и вся семья потом подстраивается, чтобы жить с Богом – раз они живут с нами, а мы живем с Богом, то они обязательно подстроятся.

Поначалу начинается хаос: меняется характер наших знакомств, потому что очень многое в нашем общении с друзьями и знакомыми мы ценили за то, что можем отвлечься от нашей религиозной жизни и от Бога. Если мы не хотим отвлекаться, то тогда уже незачем идти в эту компанию и не о чем говорить. Так все начинает меняться в нашей жизни. Конечно, здесь тоже можно потерять трезвость и даже сойти с ума в светском понимании, а в духовном – впасть в прелесть. Это очень реальная опасность, но христиане не имеют право жить так, чтобы такой опасности не было. Христиане могут впадать в прелесть, но оттуда есть путь назад – каяться, и через смирение и покаяние из нее выходить. Но если о смирении и покаянии не забывать, то это и не допустит нас впасть в прелесть. Конечно, мы все равно будем забывать об этом, но потом надо каяться и исправляться.

Чтобы жить по православному, не надо стремиться совершать какие-то особые великие подвиги, но нужно стремиться к тому, чтобы что-то полезное делать для православия. Самое простое, с чего можно начать, даже когда нет Великого поста и вообще обычное время года, – каждый день настраиваться на причастие. Каждый день иметь какую-то предположительную дату, на которую планируем причастие и исповедь, она должна быть недалекой. К ней готовиться, соответственно каждый день смотреть на свои поступки, разбирать их на греховные и не греховные, извлекать выводы на будущее. Это надо делать не по настроению, а всегда. Постепенно это поставит жизнь на совершенно другие рельсы. Тогда у нас начнется совершенно другая жизнь, тогда мы приобретем реальный шанс не “уподобитися девам буим”. Но чтобы на самом деле не уподобиться этим девам, надо несойти с этого пути ни налево, ни направо, то есть, не впасть в прелесть, а двигаться по нему до своей смерти. Путь этот всегда будет полон опасностей, пока не завершится течение нашей жизни. Нас об этом предупреждали.

Аминь.