Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжаем наши беседы о «Лествице». И так как времени сегодня мало, а там как раз тема короткая, то поговорим о том, что следует за гневом или, наоборот, кротостью, безгневием, – а именно, о злоречии и клевете.

Это несколько разные вещи. Клевета предполагает, что не просто говорится плохое, но это плохое ошибочное, и не просто ошибочное, но человек, который это говорит, понимает, что это ошибочное, или, по крайней мере, плохо удостоверенное. И просто ему хочется это плохое сказать, поэтому он клевещет, по какой бы то ни было причине. Это особый грех. А злоречие – это просто говорить что-то плохое о человеке.

Но плохое, может быть, приходится говорить иногда просто для того, чтобы решить какие-то дела, можно ли человеку доверить эту работу или нет, можно ли ему в жизни что-то доверить или нет. Или, наконец, в судах, у следователей, которые имеют дело с преступлениями, тоже приходится много что говорить плохое. Это не злоречие. По крайней мере, это необязательно соединяется со злоречием. Потому что злоречие – это когда мы говорим плохое, потому что нам это приносит удовольствие, нам именно нравится говорить о другом плохо.

Такое выражение, как бы и невинное, обычно под каким-нибудь благовидным предлогом, находят себе различные страсти, у нас находящиеся, – гнева, зависти, злопамятства, которые вот так понемногу себя проявляют, в злоречии это очень часто бывает. Таким образом, если нам хочется поговорить о чем-то плохом, о недостатках ближнего, то мы, скорее всего, имеем повод подумать, какие у нас еще страсти проявляются по отношению к этому ближнему.

Но есть одна причина для злоречия, которая, наверное, встречается чаще всего, и, по крайней мере, она чаще всего встречается у тех людей, которые, в принципе, не склонны говорить о ком-то плохое без нужды. Поэтому трудно бывает за собой уследить, когда впадаешь в злоречие такого рода. И об этом тоже предупреждает Лествичник. Он говорит: никогда не бойся остановить злоречие ради тех людей, которые тебя в него вовлекают. То есть бывает, что тебе просто неудобно не поддакнуть или не продолжить какого-то разговора, который другие завели именно с целью позлословить. Или просто тебе неудобно уйти из этой компании. А это всегда надо делать.

Между тем, в жизни мы встречаем обратное. Наоборот, людям не о чем поговорить, трудно найти общую тему для разговора. Когда начнешь кого-то хвалить, то как-то боязно «подставиться», потому что а вдруг этот человек, с которым ты разговариваешь, находит какие-то очевидные, может быть, для него, но не для тебя, недостатки в предмете твоей похвалы, и ты будешь глупо выглядеть. Потому что он тебе на них укажет, какой ты глупый и ничего не заметил. Труднее найти какую-нибудь хорошую тему. Нейтральную тоже трудно найти, потому что она эмоционально не интересует ни тебя, ни твоего собеседника.

А вот позлоречить о ком-то – это как раз самая лучшая форма контакта, самая распространенная в нашем обществе. Как дружить легче против кого-нибудь, не «за» и не просто так, потому что хочется дружить, так и поговорить еще в большей степени хорошо «против». Встречаются люди, которые давно друг друга не видели, о чем они будут говорить? – Скорее всего, о том, какая плохая погода, какое плохое правительство. Притом, что они совершенно никакие не политики, они не могут оценивать работу правительства. Или о том, как им плохо живется (это они могут оценивать, что им плохо живется), но говорят они не потому, что на самом деле им плохо живется, что далеко не факт. Но даже если это факт, то все равно они об этом говорят, потому что такую тему легче найти. Это все типичное злоречие, злословие, которого надо избегать.

Если ты понимаешь, что с человеком говорить не о чем, кроме как позлословить совместно, это значит, что вообще не надо с ним говорить. Бывает, кстати, так довольно хорошо, когда люди, которым говорить не о чем, просто молчат. Правда, «собеседника» это может несколько напрягать, и он чувствует себя неловко. Но тогда уж пусть себя чувствует неловко он, а не ты. Или пусть найдет какую-нибудь тему. Вообще, это безразлично, как он себя чувствует – ловко или неловко, если он может только злословить, или если я могу только злословить (мне это просто важнее: намного важнее мне избежать злословия, чем помочь ему избежать неловкости).

А самое главное, что говорит Лествичник, как избежать злословия – это вспоминать о наших собственных проблемах. Если ты осознаешь себя впавшим в какой-то грех и из-за этого переживаешь, не знаешь, что тебе делать, и в это время ты замечаешь другого, который похожим образом согрешает, ты, очевидным образом, не будешь против него сильно возмущаться. Значит, если ты все-таки против какого-то грешника в какой-то момент сильно возмущаешься, значит, ты себя считаешь совершенно далеким от этого греха. Здесь уже работает, правда, не из Лествичника известная, но абсолютно непогрешимая народная мудрость: кто кого в чем осуждает, тот сам в это впадает. Если, конечно, вовремя не успевает покаяться.

Поэтому, когда мы начинаем не просто понимать, что кто-то сделал что-то неправильное, а осуждать этого человека, потому что вот, он способен, оказывается, сделать что-то такое неправильное, поэтому он плохой, – когда мы так делаем, то мы твердой, уверенной ногой встаем на тот путь, который нас приведет в аналогичное согрешение. Причем очень может быть, что и в худшее. Правда, будет какое-то время для того, чтобы нам с этого пути сойти, спохватиться, покаяться. Тогда хорошо, тогда этого не будет. Если же мы будем настаивать, то, может быть, очень быстро или не очень быстро, — это уж судьбы Божии, — с нами будет то же самое.

Будем уберегаться от злоречия, потому что это вещь повседневная, всюду проникающая, все отравляющая, как об этом пишет Лествичник. А в то же время, от нее довольно просто скрыться, если мы захотим проявить к этому внимание. Просто не злоречить и все. Лучше уж терпеть тягостное молчание, когда не о чем поговорить.

Аминь.