Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В течение всего Великого поста нас сопровождает «Лествица», которую положено читать в богослужебное время, и в честь которой установлен самый главный праздник из числа праздников, посвященных каким-либо книгам и аскетическим руководствам, — это четвертое воскресенье Великого поста, когда вспоминаются «Лествица» и ее автор Иоанн Синайский. Поэтому воспользуемся временем Великого поста, литургиями Преждеосвященных Даров для того, чтобы поговорить о том, что написано в «Лествице». Но так как там написано очень много, а поговорить столько не удастся, да и сказать зачастую нечего, — чего уж там, — то будет разговор просто на отдельные темы из «Лествицы».

Сегодня мы коснемся одной из тем, затронутой в третьей ступени «Лествицы», которая называется «О странничестве». Странничество означает такой образ жизни, при котором не кто-то где-то путешествует непременно (хотя может быть и так, но обычно это не так), а когда кто-то живет там, где его не знают, и когда он устраняется прежде всего духовно, а потом и телесно, от всяких житейских и мирских привязанностей.

Там сказано много важного, и не только о самом странничестве. В частности, за пределами того, что говорится о странничестве, сказано следующее: когда ты хочешь спасаться и ради этого выходить из мира, не пытайся ждать миролюбивых людей для того, чтобы спасаться вместе с ними, прикрываясь тщеславным помыслом – вместе с собой спасать еще кого-то. Потому что часто бывает, что люди вроде бы приходят к согласию, что надо менять свою жизнь к лучшему, именно в христианском отношении. Часто бывает, что они готовы что-то очень серьезное сделать для изменения своей жизни, вплоть до исхода из мира и до настоящего странничества. Но потом как-то все откладывается, и когда один уже практически готов, другой еще не готов или не хочет – так расхолаживается один, а от него и другой. Все это создает разные искушения.

Лествичник говорит, что никогда никого не жди. Надо вести себя ровно противоположно. «Ощутивши пламень, беги», – пишет он дальше по этому поводу, — «потому что ты никогда не знаешь, когда он погаснет и оставит тебя во тьме». Потому что пока у тебя благодатью Божией есть желание менять свою жизнь и уходить из мира, им надо пользоваться. Это дар Божий, и дар временный, потому что он обязательно будет отнят, но он тебе дан для того, чтобы ты им правильно воспользовался. Воспользуешься им неправильно – он будет отнят и оставит тебя во тьме. Если же воспользуешься правильно – то дальше начнется уже другая христианская жизнь, более трудовая, в чем-то более тяжелая, в чем-то более легкая, в общем, просто другая. Для того, чтобы в нее войти, нужен этот первоначальный пламень. А если ты начинаешь от кого-то не бежать, — и часто это делается именно по причине, что ты кого-то ждешь, что тебе хочется это не одному делать, а в компании, — то дальше, продолжает Лествичник, обычно бывает так: ждешь-ждешь, а в результате, твое собственное желание угаснет постепенно, а у того, кого ты ждал, оно до такой степени, чтобы куда-либо уходить, так и не возникнет, и так ты ничего и не сделаешь. И очень многие люди, которые хотели становиться христианами, из-за этого все теряли.

На этом я закончу пересказывать «Лествицу», и перейдем к нашему времени. Ситуация, описанная в «Лествице», возникает в нашей христианской жизни всегда, даже если мы и не становились монахами. Всегда есть возможность расхолодиться под влиянием своего окружения, пусть даже и христианского, и перестать двигаться дальше, вслед за святыми отцами. Потому что странничество требует постоянного обновления: как говорит Апостол, задняя забывая, в предняя простираясь.

Мы очень часто видим людей, которые с горячностью, особенно в молодом возрасте, приступали к христианской жизни или даже к монашеству. А потом мы видим через несколько лет то, что обычно называется модным словом «выгорание»: многие из них вообще куда-то уходят на страну далече, —разные могут быть варианты, но нам не надо в них разбираться, понятно, что все они плохие. Кто-то остается вроде бы на том же месте, куда он пришел, но уже остается совершенно по-другому. Ему не хочется молиться, ему становится все это неинтересно. Явно, что наступило какое-то охлаждение, пусть что-то есть, что его держит, зачастую какие-то житейские обстоятельства, и мешают ему изменить образ жизни.

Что с ним произошло? А произошло охлаждение, когда ты просто выбрал не ту компанию. Поясню это так: когда ты подражаешь святым, то поначалу кажется, что если ты начнешь им подражать, то у тебя будет все то же самое, как у них, такая замечательная, как тебе кажется, жизнь. А когда ты сделаешь первые шаги в этом направлении – это трудно, кстати, решиться, но предположим, ты решился им подражать и сделал некие шаги – результат тебя разочаровывает. Конечно, есть такие, которых очаровывает результат. Но это совсем сумасшедшие люди, — либо в духовном смысле, либо, скорее всего, даже в психиатрическом.

Обычно реакция такая, что тебя все очень разочаровывает. Дальше это трудно терпеть. Дальше ты оказываешься на развилке, и у тебя есть два пути: либо смотреть, как все делают, кто оказался на этой развилке, либо посмотреть, как святые учат. На святых смотреть уже не хочется, потому что вон они как тебя «обманули». «Чичиков понял, что заехал в порядочную глушь». Но надо на самом деле смотреть все-таки на святых. То есть надо идти с ними и не оставаться с миролюбцами. А те миролюбцы, даже если они православные христиане, которые рядом, скажут другое. Они скажут, что не принимай это все так серьезно, что я тоже в твоем возрасте был так молод и горяч, а теперь я понимаю, что это все так не дается, что надо делать какие-то уступки мирским интересам. Надо поменьше молиться, поменьше поститься, больше заниматься житейскими делами, может быть, жениться, выйти замуж. Это все актуальная тема, если мы говорим о молодых людях.

Это все, конечно, категорически не так. Если этому следовать, то, может быть, ты совсем от церковной жизни не отпадешь, но, конечно, ты станешь посетителем храма, а не христианином. А если ты не будешь слушать большинство никогда и нигде, а везде будешь слушать только о том, о чем говорят святые, — то тогда они будут тебе говорить о том, что дальше надо делать. Об этом написано и в «Лествице», как нужно преодолевать возникающие здесь тяготу и уныние. Об этом мы поговорим в следующий раз.