Российская Православная Церковь
Краткая историческая справка
После крушения в России православной монархии наша Церковь оказалась в новых и непривычных исторических условиях страшных гонений и притеснений. И тогда, в те времена дезорганизации церковного управления и преследований верующих, Господь через св. Патриарха Тихона указал наиболее разумный путь церковного строительства. 20 ноября 1920 г. было принято Постановление № 362 о самоуправлении церковных епархий. Вот главное содержание этого указа:
«…2. В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п., окажется вне всякого общения с высшим церковным управлением или само высшее церковное управление во главе со Святейшим патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли временного высшего церковного правительства, или митрополичьего округа, или еще иначе).
3. Попечение об организации вышей церковной власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2, епархий, составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея…»
Это Постановление стало канонической основой для существования и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), и Катакомбной Церкви в России. Последняя начала свое бытие, параллельно с официальной «тихоновской Церковью», еще при Святейшем Патриархе, благословлявшим тайные рукоположения епископов и священников.
К середине 20-х годов тактика безбожной власти по отношению к верующим изменилась. Большевики поняли, что просто физически уничтожить всех верующих и вытравить в людях понятие о Боге не удастся. И тогда они начали более тонкую и гораздо более опасную борьбу против Церкви, решив разложить ее изнутри. Для этого им надо было, чтобы церковное руководство согласилось на полное послушании им. И епископ-соглашатель нашелся — им стал Заместитель патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 г. через свою «Декларацию» предал себя и согласившихся с ним архиереев в услужение большевицкой власти в обмен на легализацию церковного управления в условиях гонений на веру. После этого он узурпировал власть законного Местоблюстителя Патриаршего престола св. митрополита Петра и начал налагать прещения на несогласных с «Декларацией» архиереев. Таким образом, митр. Сергий создал церковный раскол, на базе которого в 1943 году по указке И. Сталина была образована Московская патриархия, которая ныне именует себя “Русской православной церковью”. В результате истинной Церковью в России осталась только ее катакомбная часть.
В 1943 г. на базе отступнической церковной группировки митрополита Сергия Сталин и Берия организовали т. наз. «Московскую Патриархию» (МП; современное официальное наименование — «Русская православная церковь»), первым патриахом которой стал Сергий (Страгородский). Все епископы РПЦ МП ставились только с соизволения и по указке коммунистов, нарочно производивших отбор кандидатов таким образом, чтобы люди независимых взглядов, радеющие о вере, не становились церковными руководителями; все якобы соборные решения МП принимались только по указке безбожных властей — для руководства МП существовал особый Совет по делам религий. В 60-е годы МП, послушно следуя курсу компартии на сближение с Западом, вступила в экуменическое движение — еретическое по сути, поскольку экуменизм прямо отрицает один из членов Символа Веры — «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — признавая, что Церковь есть и у еретиков (католиков, протестантов, монофизитов и т.д.), и что для спасения не обязательно пребывание в Православной Церкви.[1]Этим она полностью выявила изначально заложенное в ее мiровоззрение еретическое учение о Церкви (еще основатель МП митр. Сергий писал в начале 1930-х годов, что еретические сообщества «не совсем чужды Церкви»; ныне его последователи успешно развивают это неправославное учение).
Русская Православная Церковь Заграницей при трех своих Первоиерархах — Митрополитах Антонии, Анастасии и святителе Филарете, — в сложнейших внутренних и внешних условиях, с большими потерями, сохраняла верность Православию. Прославление Новомучеников и Исповедников Российских в 1981 г. и анафематствование ереси экуменизма в 1983 г. стало кульминационным моментом ее существования. К сожалению, с кончиной св. митрополита Филарета и приходом нового Первоиерарха, митрополита Виталия, в РПЦЗ стали преобладать тенденция к объединению с отступническим «мiровым православием», впавшим в ересь экуменизма, особенно с Московской и Сербской патриархиями. В 2001 г., когда позиция митрополита Виталия показалась другим архиереям РПЦЗ недостаточно уступчивой, они сместили его с поста Первоиерарха, избрав новым главой РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу), давнего и убежденного сторонника сближения РПЦЗ с МП и «мировым православием».[2]
К концу 80-х годов в России православные по своим убеждениям люди могли находиться: 1) в Московской Патриархии (в силу незнания большинством ее членов правды о ее истинном лице); 2) в постепенно скользящей к отступлению, но формально еще исповедующей Православие Зарубежной Церкви; 3) в Церкви Катакомбной, после войны из-за лютых гонений лишившийся архиерейского возглавления. Многие верующие, видевшие неправду МП, надеялись, что с наступлением более благоприятного для Церкви времени эти недостатки будут изжиты через покаяние. Однако, после падения коммунистической власти стало ясно, что руководство МП настолько прочно срослось с миром сим и настолько утратило понятия об истинной церковности и истинном хранении православной веры, что ожидать от него исправления не приходится. И тогда ищущие истины священннослужители и миряне Московской патриархии обратили свои взоры туда, где православная вера еще сохранялась неповрежденной, со времен дореволюционных — к Русской Зарубежной Церкви, к которой еще раньше обращались многие катакомбные верующие, лишившиеся в годы гонений епископского окормления.
Историческую задачу восстановления канонической структуры Поместной Российской Церкви Господь возложил на суздальского архимандрита Валентина (Русанцова) и его сподвижников. Отец Валентин, еще будучи в МП, старался всегда исполнять свое служение по совести; он отказывался писать доносы на своих прихожан по требованию властей и не боялся нелицеприятно высказываться об отсутствии религиозной свободы в СССР. В начале «перестройки» о. Валентин столкнулся с такой ложью и цинизмом руководства МП, что он верующие Цареконстантиновского прихода г. Суздаля, где о. Валентин был настоятелем, окончательно осознали антиправославную сущность Московской патриархии, и приход о. Валентина стал первым открытым приходом в СССР, в апреле 1990 г. присоединившимся к РПЦЗ. А в феврале 1991 г. в Брюсселе архимандрит Валентин был рукоположен во епископа Суздальского и Владимирского иерархами Русской Православной Церкви Заграницей. На русской земле появился первый легальный православный епископ. К возрождающейся Церкви стали присоединяться катакомбные православные и многие стремившиеся к истинному Православию священники и мiряне из МП.
В 1994 г., после ряда антиканонических деяний со стороны руководства РПЦЗ (которая ныне уже окончательно отступила от Православия, приняв на своих соборах 2000 и 2001 годов еретические постановления и выразив готовность объединения с экуменическим «мировым православием»), российские епископы — к этому времени в Российской Церкви были, кроме Владыки Валентина, уже и другие архиереи — руководствуясь Постановлением Патриарха Тихона, образовали в Суздале Временное Высшее Церковное Управление, впоследствии преобразованное в Архиерейский Синод Российской Православной (Автономной) Церкви (РПАЦ).
Сегодня, по милости Божией, Российская Православная Церковь является прямой преемницей «тихоновской» Церкви, Церкви новомучеников и исповедников российских, пребывавшей во время гонений от безбожников в катакомбах или в русском рассеянии. РПАЦ объединяет тех, для кого Православие по настоящему дорого. Ее приходы и монастыри, как открытые, так и катакомбные, находятся по всей России, в странах СНГ и в дальнем зарубежье. Возглавляется она Синодом епископов, Первоиерархом ее является митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов).
[1] Еретики-экуменисты считают, что Дух Святой действует спасающе не только в Православной Церкви, но и в еретических сообществах и даже в нехристианских религиях (у буддистов, мусульман, язычников и т. д.). В соответствии с этим воззрением, участники экуменического движения практикуют совместные молитвы «общему Богу» со всеми этими еретиками, что строго запрещено правилами Православной Церкви, и считают, что спастись можно и не будучи членом Православной Церкви. Известны многие случаи, когда неправославным, желающим присоединиться к Церкви и обращавшимся к представителям экуменического «православия», последние заявляли, что присоединяться к православной Церкви для спасения «не обязательно» (один из примеров рассказан здесь), тем самым способствуя погибели душ многих людей. В настоящее время все прежде православные патриархаты (Вселенский, Московский, Антиохийский и др.) и все «официальные православные церкви» вовлечены в эту ересь, и их епископы и многие священники сознательно исповедуют ее; это выражается и в принятии этими церквами на соборном уровне различных еретических постановлений, противных святоотеческому учению и канонам Православной Церкви (см. напр. анализ решений «юбилейного» Архиерейского собора Московской патриархии 2000 года).
[2] О подробностях событий, происшедших в РПЦЗ за последние годы см. материалы на сайте журнала “Вертоградъ”, особенно №№ 11 и 12 за 2000 год, а также новости РПЦЗ за 2001—2002 годы.