Христианское богословие в лабиринтах метафизики
В истории христианского богословия VI век, если смотреть на него издали, напоминает, по выражению одного современного церковного историка, тоннель—на входе в который мы видим позднеантичное христианство, а на выходе—византийское средневековье11, но мы обычно не видим, что происходило в тоннеле.
Мы все же предпримем попытку посмотреть на этот туннель не издали, а вблизи, и не извне, а изнутри. И сразу уточним: нам придется говорить не об одном тоннеле, а о целом лабиринте.
До начала XX века ученые не усматривали в VI веке особых проблем. Для них это было «время, когда ничего не происходило». Ничего или почти ничего. В этом нетрудно убедиться, прочитав хотя бы русские дореволюционные учебники церковной истории, не исключая лекций гениального церковного историка В.В.Болотова. Но… наука не стояла на месте, а многое знание умножает скорбь. Поэтому лет 30-40 тому назад попытка последовательно проследить догматическую полемику VI века стала бы восприниматься как авантюра—настолько ужасающим казалось тогда обилие новых данных, обрушившихся на ученых, преимущественно из источников на восточных языках.
Эта эпоха миновала, и уже с конца 1980-х и особенно в 1990-е гг. такая задача—забраться в тоннели VI века и посмотреть, как там вну- три,—стала выглядеть вполне серьезной, хотя и труднодостижимой целью научной экспедиции.
Глядя на ту историю, к которой мы сейчас обратимся, с точки зрения религиозной (любой из христианских конфессий того времени), мы должны определить ее как историю бесплодного блуждания человеческого ума в лабиринтах метафизики, в которых он обречен потеряться, не имея в качестве нити Ариадны откровения Божия, содержащегося в Предании Церкви. Но мы будем смотреть с точки зрения не религиозной, а историко-философской, и поэтому больше всего нас будет интересовать как раз устройство этих самых лабиринтов метафизики. Основные направления христианской богословской мысли средневековья станут определяться тем, с какой стороны лабиринта они нашли из него выход.
Попробуем и мы не пожалеть времени и труда и проследить процесс рождения догматических систем средневекового христианства из догматики христианства поздней античности.