Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Святая равноапостольная княгиня Ольга являет пример христианского терпения и смирения: она осознавала, что сама не сможет осуществить Крещение Руси; Ольга понимала, что если Господь не дает, то надо терпеть, надо жить в языческом окружении; подавляющее большинство наших современников, наших близких, наших родственников – это, по сути дела, язычники; единственный способ подавать пример правильной веры – это жить правильно самим, а отнюдь не пилить других за то, что они живут как-то не так; нужно стараться быть самим христианами, а что вокруг люди скажут, что они подумают, как это на них подействует, это зависит от них и от Бога.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святой равноапостольной княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Жизнь ее являет примеры столь разных христианских добродетелей, что невозможно за один раз сказать хотя бы только о самых главных из них. Конечно, особенно необычно она выделяется как государственный деятель, как пример христианского государя. Но об этом мы говорили и в другие годы, а сейчас можно сказать вот еще о чем.

Она являет пример христианского терпения и смирения. Когда она принимала христианство, то сама уже была немолодая, понимала, что не так много ей осталось править в Киеве, и, наверное, она понимала, что сама осуществить крещение Руси она не сможет, хотя естественно она должна была этого хотеть. Но она думала и совершенно справедливо надеялась, что когда-нибудь этот ее шаг будет продолжен.

Она понимала, что надо начать с малого, что надо основать какую-то небольшую общину в Киеве,— а точнее говоря, еще до Ольги эта христианская община существовала, а в ее правление она просто усилилась, — и дальше надеяться, что Господь поможет.

И вот вся ее жизнь сначала шла в язычестве, когда она понимала, будучи человеком долга, что надо делать не то, что хочется, но то, что необходимо, и это особенно проявлялось в той части ее жизни, когда она уже правила государством. А потом, приняв христианство, она смирялась с тем, что вокруг все язычники,что ее сын, который должен был стать великим князем, тоже не проявлял никаких склонностей к обращению в христианство. Мы знаем, что он так и умер язычником и более того – врагом христиан, воевал с христианами и проявил себя ужасающим варваром, как описывают его византийские христианские хроники.

И вот Ольга понимала, что если Господь не дает, то надо терпеть, надо жить в языческом окружении. И в то же время надо стараться править этими язычниками так, чтобы облегчить их участь, чтобы, конечно, показать им своим примером пользу христианства, но самое главное – делать им то полезное, что она обязана была делать как правитель.

Каждый из нас оказывается в похожем положении сейчас, все без исключения. Даже те, кому посчастливилось иметь единомудренных христиан среди своих близких, а тем более те, кому не посчастливилось, — все мы живем в языческом окружении. Подавляющее большинство наших современников, наших близких, наших родственников – это, по сути дела, язычники.

Кто-то из них может называть себя атеистами, агностиками, православными, но в большинстве своем, если посмотреть, во что они веруют, то это окажется какая-то смесь, близкая к язычеству. Конечно, это не может и не должно нас радовать, но, в то же время, это и не должно нас обескураживать. Это не должно быть для нас поводом, чтобы как-то с ними враждовать и не выполнять свои обязанности по отношению к ним или выполнять их небрежно.

Это их дело, во что они веруют – язычники они, православные или кто-то еще. Наше дело вести себя по отношению к ним, во-первых, так, чтобы не подавать соблазна, а во-вторых, —впрочем, это можно рассматривать как частный случай первого, — так, чтобы выполнять те наши обязанности, которые у нас к этим людям имеются. Не наше дело их упрекать за то, что они неправильно веруют – Господь Бог найдет способ их упрекнуть.

Наше дело, конечно, подавать пример правильной веры. Но единственный способ подавать пример правильной веры – это жить правильно самим, а отнюдь не пилить их за то, что они живут так-то и так-то, и так далее, и так далее.

Вот Ольга, будучи сама христианкой, не скрывая этого, посещая церковь в Киеве, тем не менее, сама ни к чему не принуждала. Но нашлись люди, которые ей последовали, причем, как это часто бывает, это не ближайшие домашние, не ее сын, и даже не ее внук, потому что внук ее, хоть и крестил Русь, но это было много времени спустя после ее смерти. Но находились какие-то люди, которые поддержали в Киеве христианство. Мы их даже не знаем по именам, но они продержали христианство до того времени, пока не принял христианство сам князь Владимир и не крестил Русь.

А могло быть так, что князь Владимир не стал бы принимать христианство, или стал бы, но не смог крестить Русь, как это бывало в некоторых других странах, где царь принимал христианство, а страна не принимала, и этого царя еще и убивали за то, что он приходил в конфликт с остальным государством. Все это могло быть на Руси, но это уже промысел Божий, и не нам об этом гадать.

Нам надо делать то, что зависит от нас. Во всех этих случаях надо было делать одно и то же – самим жить по-христиански. Этого очень яркий пример дает княгиня Ольга, и сами мы, пусть, может быть, и не в таких ярких исторических условиях находимся, но и наши условия такие, что все равно надо подражать такой христианской жизни.

Будем стараться быть сами христианами, а что вокруг люди скажут, что они подумают, как это на них подействует, это зависит от них и от Бога.

Аминь.