Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пророк Малахия пророчествовал об Иоанне Крестителе. Почему важно понимать Ветхий Завет. Почему в Писании как бы путаются первое и второе пришествия Господа. Для членов истинной Церкви второго пришествия уже не будет — они судятся уже сейчас.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня у нас несколько редкое совпадение, но очень символичное: память пророка Малахии, которая всегда совершается 3 января, совпала с воскресным днем, с Неделей перед Богоявлением. На самом деле эти две памяти друг с другом очень связаны. Потому что сегодня ради Недели предБогоявлением мы читали за литургией начало Евангелия от Марка, где как раз говорилось: “Ибо так сказано у пророка: пошлю Ангела Моего пред лицем Твоим”, — т.е. упоминается пророчество об Иоанне Предтече, точнее говоря, пророчество о приходе Мессии, но сделанное в особой форме: говорится не просто о том, что придет Мессия, а о том, что перед Ним придет некий Ангел. И это не что иное, как цитата из пророка Малахии. И именно в связи с тем, что сейчас идет период предпразднства Богоявления, подготовки к этому празднику, на один из дней предпразднства назначена память святого пророка Малахии. Подобно тому, как перед Рождеством в декабре идут памяти других “малых” пророков — Аггея, Наума, Аввакума, — которые все пророчествовали о воплощении Мессии, так вот сейчас, перед Богоявлением, празднуется память одного пророка, который пророчествовал об Иоанне Предтече.

Действительно, в 4-й главе небольшой Книги пророка Малахии, значительная часть которой читается на паремиях в праздник Богоявления, говорится о том, что Господь пошлет Ангела Своего, этот Ангел еще называется Ангелом Завета, и это, конечно, Иоанн Предтеча, потому что “Ангел” значит “посланник”, а Иоанн Предтеча как раз был послан для того, чтобы совершить крещение. А что такое крещение? Крещение это и есть обновление Завета. Крещение Иоанново было обновлением еще Ветхого Завета, но оно было для того, чтобы можно было принять Новый, и само по себе прообразовало крещение Нового Завета, т.е. христианское крещение. И в этой же главе говорится, что пред Господом придет Илия Фесвитянин, т.е. пророк Илия. А мы знаем, кто был явившийся перед пришествием Господа пророк Илия, потому что в Евангелии прямо сказано, что Илия уже пришел, но его не узнали, — это Господь говорит об Иоанне Предтече. Не то, чтобы Иоанн Предтеча физически отождествлялся с пророком Илией, который жил на много столетий раньше, но символически он явился именно как пророк Илия, такой же аскет и так же указывал на Господа. Только пророк Илия делал это действительно пророчески, а Иоанн Предтеча указал уже на явившегося на земле Господа. Вот об этом всем говорит пророк Малахия. И надо сказать, что само его имя означает не что иное, как “Ангел”, т.е. посланник, но еврейские переводчики Септуагинты, которые переводили эту книгу Библии примерно во II веке до Рождества Христова, решили, что это имя собственное, и потому оставили его как “Малахия”. А в самом тексте книги это же слово они переводили как Ангел, посланник. И так мы даже и не знаем, собственное ли это имя пророка, память которого мы сегодня празднуем, или он просто так назван, потому что он был посланником Божиим. Но как бы то ни было, это был святой пророк, который пророчествовал именно о том, что Господь явится вместе с Предтечей. Вот насколько важно нам помнить и понимать Ветхий Завет. Потому что без этого теряются очень многие слова, не только сказанные в сегодняшнем Евангельском чтении, но и вообще в Новом Завете. Потому что это только кажется, что Евангелие написано простым бытовым языком, а на самом деле там сплошные цитаты из Ветхого Завета или какие-то аллюзии, пересказы эпизодов оттуда, причем они делаются для того, чтобы можно было понять то, что говорится в Евангелии.

И вот, каков смысл этого явления Ангела? Почему Господь не приходит просто сразу Сам? Потому что нужно подготовиться к пришествию Господа, которое будет страшным, нужно покаяться. И потому Иоанн Предтеча говорит, как мы помним: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное”, — и всячески обличал иудеев. И тут можно задать такой вопрос. Хотя Евангелие прямо цитирует слова пророка Малахии о первом пришествии Господнем, в том же Евангелии говорится, что Господь пришел не для того, кого-то судить, судить Он придет во второй раз. Но в то же время у Малахии сказано, хотя в Евангелии это не цитируется, что Он придет именно судить, и подробно рассказано, как Он это будет делать. Как будто бы речь идет о втором пришествии, но говорится на самом деле о первом. Как же так? Здесь надо вспомнить, что в другом месте Евангелия Господь говорит: “Ныне суд миру сему”, — т.е. уже во время Его первого пришествия. То есть получается, что Евангелие как бы путается между первым и вторым пришествием, так же как путаются и ветхозаветные пророки, которые, как пророк Малахия, говорят вроде бы о втором пришествии и о Страшном суде, но в то же время эти слова явно относятся к первому пришествию. Почему это так? Потому что Церковь изнутри сама по себе и сама для себя не может различать между первым и вторым пришествием (я много раз уже об этом говорил, но еще напомню). Потому что для того чтобы после первого пришествия было второе, надо, чтобы между ними было отшествие. Но Церковь есть Тело Христово, и Господь никак не может отойти от нее. Поэтому после первого пришествия Он уже никуда от нее не отходил, а значит, не может и придти, но всегда пребывает в ней. Поэтому когда мы говорим о втором пришествии, мы имеем в виду второе пришествие не для Церкви, а для мира, который находится за пределами Церкви. Потому что мы действительно видим, что из мира Господь вознесся, а потом Ангелы сказали, что “сей Иисус, Которого вы видели восходящим на небо, так же придет, как сейчас вы его видите поднимающимся на небеса”. И вот, для мира было первое пришествие Господне, потом было отшествие и будет второе пришествие. Но если смотреть со стороны Церкви, то различить между этими событиями нельзя, и поэтому неудивительно, что пророки и само Евангелие не различает между ними и говорит то об одном, то о другом, описывая одни и те же явления.

Это, конечно, должно нам напоминать, что для каждого из нас два пришествия тоже не различаются. Конечно, сейчас мы пришли в Церковь, пришли благодаря тому, что она основана при первом пришествии Спасителя. Но в то же время мы должны понимать, что для нас второго пришествия уже не будет, мы уже сейчас предстали на суд — через то самое, что пришли в Церковь. Если нам это непонятно, если мы в это не верим, то послушаем, что Господь говорит в Евангелии от Иоанна о том, что если бы не уверовавшие в Него иудеи не слышали Его слов и не видели того, что Он делал, они не имели бы греха, оставаясь неверующими, но они слышали и видели, а потому не имеют извинения в своем грехе. И в другом месте Он говорит Своим ученикам, что кто их послушает и уверует, тот будет спасен, а кто не послушает и не уверует, тот уже осужден. Не то, что он будет осужден когда-то потом, а уже осужден. Потому что мы сейчас получили свой шанс встретиться с Господом, мы все призваны, мы оказались в Истинной Церкви, а дальше уже наше дело — принять или отвергнуть. Но если мы отвергли, то тогда уже просто не может идти речь о нашем спасении, потому что мы еще здесь отвергли свое спасение. Потому что ведь нет никакого спасения, кроме одного — кроме Церкви. И поэтому тот, кто ее отверг, тем самым отверг свое спасение.

Другое дело, что люди, которые не услышали истинной или вообще какой бы то ни было проповеди православия, они, конечно, не могли ее и отвергнуть. Если кто-то, например, слышал только проповедь еретиков, то, по крайней мере, нельзя сказать, что он отверг проповедь Евангелия, потому что он отверг проповедь лжи. Господь этих людей будет как-то там судить, и нам совершенно не нужно понимать, как Он это будет делать. Но для себя мы должны понимать, что мы судимся уже сейчас, нам не надо ждать конца света и второго пришествия и особенно этого пугаться. Мы должны пугаться того, как мы живем уже сейчас, но пугаться не просто так, а именно стараясь исправлять свою жизнь, пока Господь дает нам для этого все силы и возможности, — а Он нам их дает, коль скоро мы еще живем, и у нас есть силы и сознание, чтобы продолжать жить. Поэтому мы должны жить, чтобы наследовать Царствие Небесное. Аминь.