Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Притча о винограднике: работники решили убить сына хозяина виноградника, чтобы самим завладеть его имуществом; почему работники решили, что если они убьют наследника, то всем завладеют — хозяин-то никуда не денется и имеет силы их наказать? эта притча относится к нам, если мы становимся иудеями духовными; когда мы начинаем относиться к своей жизни не как к чему-то, полученному в долг, для того, чтобы что-то из этого принести и отдать хозяину, мы начинаем жить так, как будто Бога нет; если мы будем использовать предмет не по назначению, мы его потеряем; мы должны использовать нашу жизнь для того, для чего она дана, и благодарить Бога за каждое отдельное благодеяние; благодарность Богу — это исполнять все заповеди Божии и все Божии повеления; если мы что-то получили от Бога, то мы должны что-то с этим сделать и для чего-то это употребить.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в Евангелии мы слышали притчу о винограднике — о том, как некий человек имел виноградник, который, наконец, дал хороший урожай. И надо было его собирать. Тогда человек нанял каких-то людей, которые должны были это сделать и могли это сделать. Но они решили ничего не отдавать, а самим этим распорядиться — то есть, фактически, ограбить этого человека. И когда он посылал разных слуг, взывая к их совести, они кого-то прогоняли, били и убивали даже. Тогда он решил послать своего сына, надеясь, что сына они устыдятся вот так встретить. А они тогда решили, что если они убьют сына, то они убьют наследника, и ничто не помешает им владеть этим виноградником. И они это сделали — убили его. И спрашивается, что будет делать этот человек дальше?

Естественно, что ответ простой: “злых зле погубит”, то есть ничего хорошего этих злых людей не ждет. И вообще, это какое-то странное решение. Почему они вообще решили, что если они убьют наследника, то они всем завладеют? — Хозяин-то никуда не денется и имеет силы их наказать. Кажется, что вот такое абсурдное поведение этих людей. К сожалению, несмотря на то, что оно действительно абсурдное, оно сплошь и рядом встречается.

Притча эта, как и все в Евангелии, была рассказана как ради догматического смысла — чтобы рассказать нам о глубоком богословском учении, — так и для аскетического смысла — чтобы рассказать нам, как надо, а в данном случае, наоборот, — как не надо себя вести. В догматическом смысле речь идет о том, что иудеи, которые не приняли Христа, отвергаются. Раньше Господь посылал к ним пророков для того, чтобы они исправлялись и готовились к тому, чтобы принять Христа. Но, как известно, все пророки были убиты. Дальше Он послал к ним Своего Сына, которого они также убили, вот так же безумно рассуждая, как будто таким образом они спрячутся от Бога и смогут противостоять воле Божией.

Также это относится не к иудеям, а к нам, если мы становимся иудеями духовными. Потому что в течение своей жизни мы принимаем от Бога много всяких благ, начиная с того, что сама наша жизнь является первым из таких благ. Все мы это получаем, всем этим пользуемся, но мы начинаем к этому относиться не так, как к полученному в долг, для того, чтобы что-то из этого принести и отдать хозяину, как это и есть на самом деле, а так, будто бы это теперь наше, что если мы ничего не будем отдавать, то мы обогатимся и удержим при себе все эти житейские ценности и саму нашу жизнь, которую мы действительно получили от Бога.

И вот если мы начинаем так себя вести, мы начинаем жить так, будто бы Бога нет, или даже, скажем, Он есть, но и Он к нам отношения не имеет, и мы к Нему. Да, Он нам дал и то и другое, и это прекрасно, за это мы можем сказать Ему спасибо, а дальше пусть Он к нам не пристает. Тогда мы себя и ведем как эти иудеи.

Мы начинаем использовать жизнь совершенно не для того, для чего она предназначена. Между тем, даже в житейской области мы прекрасно понимаем, что если мы возьмем какой-то предмет и начнем им пользоваться не для того, для чего он предназначен, а тем более, если мы начнем его использовать для того, для чего он категорически не предназначен, то есть прямо все наоборот с ним делать, то, естественно, что мы этот предмет потеряем. Мы его сломаем, или у нас его отнимут, но ничего хорошего от такого обращения не будет. А с жизнью своей мы почему-то обращаемся именно так, с жизнью, и с какими-то частными вещами, которые в нашей жизни постоянно бывают — с различными отдельными благодеяниями Божиими, которые сопровождают нас в этом мире.

Мы удивляемся, почему нас не идут на пользу даже какие-то вещи, которые мы получили: здоровье, образование, материальный достаток, семья, дети. Предположим, что-то из этого мы очень хотели и потом получили. А потом бывает, что мы сами не рады тому, что из этого вышло. Или еще бывает так: мы, может, и рады тому, что из этого вышло, но при этом мы настолько больны или отягощены еще какими-то обстоятельствами, что мы уже не можем этим воспользоваться. И потому мы все равно не рады, потому что мы не подумали об этом.

А если бы мы подумали использовать нашу жизнь для того, для чего она дана, то тогда все было бы совершенно иначе. Мы были бы благодарны Богу за каждое отдельное благодеяние, которое у нас есть. Но мы бы не просто были бы благодарны, а, прежде всего, думали бы о том, как эту благодарность осуществить на практике, потому что благодарность Богу, и вообще любое исполнение воли Божией, оно всегда сводится к одному и тому же — чтобы исполнять все заповеди Божии и все Божии повеления, чтобы делать то, что согласно с волей Божией.

Поэтому если мы что-то получили от Бога, то все это мы, прежде всего, должны воспринимать как задание: значит, мы должны что-то с этим сделать и для чего-то это употребить. Это касается и нашей жизни в целом — самого большого, что у нас есть, — и касается и каждой мелочи, из того разряда, что ежедневно у нас бывают, вплоть до какой-нибудь там еды, нужной нам вещи, какого-то полезного слова, которое мы от кого-то услышим, или какого-то вредного слова, к которому мы можем правильно отнестись, и тогда оно станет для нас полезным, несмотря на намерения того, кто его говорил, или какого-то вредного дела по отношению к нам, к которому мы можем правильно отнестись, несмотря на намерения того, кто его сделал по отношению к нам.

Поэтому будем смотреть на свою жизнь как на задание, полученное от Бога, — и на жизнь в целом, и на каждое даже самое мелкое событие, которое в ней происходит. Тогда мы уподобимся не тем делателям, о которых сегодня была притча, а тем делателям, которыми мы должны быть, — противоположными этим.

Аминь.