Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Притча про птиц небесных и два ее толкования среди верующих: псевдо-христианское и вообще не христианское. Святоотеческое толкование ее: заботиться о делах нужно, но не нужно беспокоиться о том, каков будет результат, от нас не зависящий, а предаваться в волю Божию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии знаменитое поучение Господне о том, что мы никак не хуже, чем крины сельные или птицы небесные, о которых Господь заботится, и поэтому Отец наш Небесный о нас тем более позаботится, потому что мы для Него ценнее, чем все эти не имеющие разумной души существа, и поэтому мы не должны бояться и думать о том, что мы будем есть, что пить и во что одеваться.

И обычно среди православных людей это место из Евангелия очень популярно и имеет в основном два толкования, которые очень легко уживаются в одном и том же человеке, несмотря на свою противоположность. Первое толкование состоит в том, что человек говорит: “Все будет, как Бог даст; зачем нам беспокоиться об этом или о том”, — имея при этом в виду, что тот, кому он это говорит, беспокоиться будет и побеспокоится за него. То есть хотя он и говорит, что “Бог даст”, но на самом деле он имеет в виду, что Бог-то, конечно, даст, но через того конкретного Петю или Васю, которому он все это объясняет. Поэтому такое понимание этого места из Евангелия служит для того, чтобы нам получать оправдание нашего желания перевесить ответственность с себя на наших ближних, создать им какие-то неудобства, заставить их разбираться в ситуации; зато оказывается, что мы живем по Евангелию — ни о чем не печемся и не беспокоимся.

А второе понимание этого евангельского отрывка гораздо более разумное, правда, совершенно не христианское, хотя оно и лучше первого, потому что, по крайней мере, сжитейской точки зрения оно разумно. Оно заключается в том, чтобы вообще не принимать эти евангельские слова во внимание. Тут сказано что-то непонятное, и я лучше честно скажу себе, что не понимаю, о чем тут говорится, и потому буду делать так, как понимаю — т.е. буду и беспокоиться обо всем, и заботиться. Но тогда, конечно, получается, что люди, которые так живут не по-христиански, через эти заботы получают много нервных расстройств, и вообще жить им тяжело, и они постоянно живут с какой-то неудовлетворенностью; в общем, с ними происходит то же, что и с нехристианами. Но по крайней мере, эти люди не будут повинны в искажении смысла евангельских слов, а будут повинны лишь в том, что их отвергли из-за их непонятности.

Святые отцы, конечно, не рекомендуют ни первого понимания, ни второго. Но то, что они рекомендуют, весьма далеко отстоит от наших обычных бытовых стандартов и, к сожалению, даже от тех стандартов поведения, которые бытуют у людей, именующих себя православными христианами. Потому что, конечно, буквальное исполнение этих слов — жить, как птица или как растение — не может быть настоящим смыслом. Есть в Евангелии некоторые места, которые, если исполнять их буквально, приводят к чему-то совершенно бессмысленному. Вот здесь как раз тот самый случай. Потому что Господь совсем не заповедует нам жить, как растение или животное. Он нам заповедует жить, как человек. Но в чем-то — т.е. тут уже не буквальное понимание — мы должны уподобиться этим самым растениям и животным. Возникает вопрос, в чем. И здесь ни в коем случае Господь не говорит, что люди, занимающиеся тем, что как-то что-то планируют, что-то делают, берут на себя какую-то ответственность, поступают уже по этому самому как-то плохо. Наоборот, святые отцы, начиная с Апостолов, вынуждены были брать на себя очень даже большую ответственность за других, занимались всякими житейскими вещами, в том числе сбором денег, милостыни, хозяйственными вопросами и т.п. Если мы возьмем Послания апостола Павла, то все эти темы там присутствуют. То есть очень много нарушений там видно слов Спасителя, если их понимать буквально. И отсюда мы должны сделать вывод, что в буквальном смысле их понимать просто нельзя, т.е. буквального смысла это поучение не имеет никакого, а имеет только внутренний и глубинный. То есть мы все-таки должны беспокоиться о том, что нам предстоит делать. Но как беспокоиться? — Речь, конечно, об этом.

Мы должны быть неподвижными в отношении того, получится у нас то или иное дело или не получится, удастся или неудачно, потерпим мы поражение или одержим победу. Все это нас должно волновать столь мало, чтобы нас можно было сравнить с растениями и животными, которые никак не могут интересоваться подобными вещами, потому что у них нет разумной души. У нас есть разумная душа, мы можем волноваться из-за подобных вещей; но это грех, и из-за подобных вещей мы волноваться не должны. То есть мы не должны беспокоиться и внутренне суетиться из-за того, чем мы обязаны заниматься в своей жизни. Есть у нас в жизни обязанности, и никто не говорит, что мы должны их с себя сбрасывать или перекладывать на кого-то; нет, мы должны их исполнять. Но, исполняя эти обязанности, мы должны внутренне оставаться безразличными к тому, что получится.

Но тогда какой стимул заниматься чем бы то ни было? Если это дело нужное, и мы понимаем, что оно нужное, мы все равно будем этим заниматься, понимая, что конечный результат зависит от воли Божией, которая, в свою очередь, зависит и от нашего усердия, и от многих других факторов, которые нам даже бесполезно пытаться понять. Мы должны намечать какую-то цель для любого нашего действия, но мы должны помнить, что кажущаяся нам правильность этой цели может оказаться только кажущейся. Надо просто знать, что результат любой ситуации, в которой мы окажемся, будет таков, чтобы как-то содействовать нашему исправлению, чтобы укреплять в нас веру, чтобы приводить нас к покаянию. И поэтому Господь все управит так, чтобы мы получили душевную пользу. А что должно быть фактически на земле, чтобы мы получили душевную пользу, мы не знаем. Да, мы можем догадываться об этом, исходя из евангельских и святоотеческих поучений, но догадка это не знание, это не более, чем догадка; поэтому мы должны прежде всего знать — и это самое главное поучение, — что мы не знаем и окончательно никогда не будем знать, что для нас полезно, но есть Бог, Который знает это и печется о нас. И поэтому волноваться нам не о чем. И независимо от того, получится или не получится у нас то дело, которым мы сейчас заняты, мы должны понимать, что Бог нас не оставит ни в том, ни в другом случае, и ни тот, ни другой исход этого дела не является показателем того, оставил нас Бог или не оставил, потому что мы заранее знаем, что Он оставить нас не может. Об этом тоже многократно говорится в Библии. И поэтому мы должны иметь веру и упование. И тогда получится, что мы действительно не будем беспокоиться о том, во что нам одеться, что мы будем есть и т.п., и будем уподобляться этим красивым цветам и замечательным птицам. Аминь.