Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник — один из двух праздников, наряду с праздником Введения во Храм Богородицы, — содержание которых берется из раннего христианского сочинения II века, которое называется «Рождество Мариино» в подлиннике, а в науке его часто называют «Протоевангелие Иакова».

Некоторые западные ученые считают его апокрифом, а не подлинным. Это просто от непонимания того, что такое богодухновенные тексты в нашей христианской Церкви. И вот из того многого, что говорится о Рождестве Богородицы, придется сказать о чем-нибудь одном. И можно сказать, например, вот о чем.

В русском народе есть хорошая поговорка: «хочешь насмешить Бога – расскажи о своих планах». А есть еще более надежный способ рассмешить Бога – начни судить об обстоятельствах других людей на основании каких-то правил, которые, может быть, и правильные, ты усвоил даже из божественных Писаний.

Дело в том, что правила в общем виде говорят о статистике, а об отдельных людях они не говорят. Поэтому мы никого не можем осудить. Мы можем сказать, что вот это гибельно, что вот это скорее всего свидетельствует о том-то и о том-то. Но о том, что именно в данном случае конкретного человека это гибельно, сказать никогда нельзя.

Кто в школе хорошо учил физику, тот помнит, что законами термодинамики регулируется, куда пойдет газ в целом, а куда полетит отдельная молекула – это совершенно неизвестно, потому что она в броуновском движении. Вот так же есть общая тенденция, что бывает с людьми, но нельзя из этого делать вывод, что с конкретным человеком. Это принадлежит только суду Божиему.

И так это открылось Иоакиму и Анне, которые были родителями Богородицы. То, что они очень долго не имели детей, воспринималось как проклятие. Причем настолько серьезно, что уже не просто их соплеменники, но первосвященник, который не допустил в какой-то момент Иоакима к принесению даров к алтарю, и выразил мысль, что уже не только над ними Божие проклятие, а уже и дары от них принимать нельзя, что они «заразны».

Было такое впечатление, что они не просто сами под проклятием Божиим, поэтому у них нет детей, но проклятие может перейти даже и на их соплеменников. По крайней мере, в том случае, если они будут допущены к участию в церковной службе. И поэтому он его не допустил.

Тогда Иоаким и Анна были очень опечалены, стали усиленно молиться, и вот было им откровение, что у них родится ребенок. Но дальше они не просто обрадовались и получили этого ребенка как утешение в старости, а стали его воспитывать, потому что такого утешения в старости, вообще говоря, никому не нужно. Дети, которые таким образом рождались – есть примеры в Священном писании, а особенно у Авраама и Сары, но и другие – они не для того, чтобы развлекать своих престарелых родителей, которым уже надо «подумать о душе», а вовсе не детей маленьких воспитывать, а для особого промысла Божиего.

Так это было и здесь. Родители, вместо того, чтобы иметь утешение от ребенка, наоборот, как только ребенок достигает минимально возможного возраста трех лет – отделяют его от себя, всецело посвящают его Богу. Но об этом уже другой праздник Церкви – Введение Богородицы во Храм.

И вот в Библии все, кто получил в старости вот такое утешение, они воспитывали детей не для себя. Так же и Захария и Елисавета, которые воспитали Иоанна Предтечу, который вообще был убит.

Можно тогда еще спросить: а почему же тогда нельзя сделать то же самое, когда родители были помоложе, чтобы не устраивать вот таких специальных чудес? Интуитивно ответ мы знаем, он вполне правильный и понятный, но поверхностный: для того, чтобы показать особое избрание Божие, которое связано с этим младенцем, и которое проявится уже в его взрослой жизни, а для этого само рождение его нужно отметить чудом.

Можно спросить иначе: а почему именно таким чудом? Мало ли какие чудеса бывают? Вот Рождество Христово таким чудом отмечено не было, а было отмечено другими чудесами. Почему бы в каждом случае так не делать? А вот почему.

Потому что способ человеческого рождения таков, что не очень совместим с аскетизмом. Но тем не менее, находится способ его совместить – особенно в таких случаях. Уже точно не похоти ради супругов, а для того, чтобы родить чадо, которое они хотят посвятить Богу. И вот ради такого указания, конечно, и происходили поздние рождения особых праведников и, в конечном итоге, Пресвятой Богородицы, память рождества которой мы сегодня совершаем.

Еще возникает такое сомнение у современных людей. Понятно, что Богородица была такой праведной, но если бы нас родили таким образом и воспитывали бы так же, как ее, то мы бы тоже были такими праведными. Но на это можно ответить, что если бы мы, действительно, такими были, нас бы, может, так и родили бы. Но Господь так не сделал, предвидя нашу волю.

Но может быть, и это не удовлетворительный ответ для кого-нибудь. Но тогда надо сказать вот что: не надо думать, что у нас положение хуже, чем у каких-то людей. Каждому Бог открыт. Вопрос лишь в одном: как человек сам захочет к Нему обратиться. Если мы родились как-то уж очень неблагоприятно, что тоже бывало даже с некоторыми святыми, то если мы обратимся к Богу, то Он нас не оставит.

Другое дело – как это будет. Может быть, это будет как-то непонятно окружающим, непонятно даже христианам, потому что бывает – и Священное Предание об этом повествует, — что человек при жизни находится вне земной Церкви. Он может прожить язычником, а потом оказывается на небе. Есть об этом в Мученичестве Перепетуи и Фелицитаты: брат был вне Церкви, а потом оказался в Царствии небесном.

Главное, что Господь никого не оставит, промышляя лучшее. Вот в это надо верить. Это совершенно необходимо, и это главное.

Поэтому не надо думать про себя, что если бы я родился как святые, если бы я был в таких обстоятельствах, которых у меня не было, а у них были, то все было бы хорошо. Ничего подобного. Как говорили в Древней Греции – «здесь Родос, здесь прыгай». — Так сказали человеку, которых рассказывал о своих, якобы, выдающихся спортивных успехах в чужом краю, на острове Родос. В ответ ему предложили продемонстрировать те же успехи дома. Вот так же мы должны в своей духовной жизни считать, что здесь Родос, что здесь надо прыгать. Тогда Господь нас не оставит.

Аминь.

епископ Григорий