Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в Великую Среду, мы совершаем память двух событий: жены, которая помазала миром ноги Иисуса, подготовив таким образом Его к погребению, и предательства Иуды. Исторически это вспоминали в разное время. Исконно Тайная Вечеря, как она описана у трех евангелистов, относилась ко вторнику – это отразилось в церковном богослужении, только боле старом. И вероятно, вообще это событие имело место во вторник,  а не в четверг.

Тогда получается, что вечеря в Вифании, на которой жена помазала миром ноги Иисуса, была еще раньше, и предательство, видимо, было еще раньше, а ночь среды – это когда произошел арест. И тогда же сбылось пророчество Иисуса, о котором Он говорил, что отымется у них Жених. Как бы то ни было, эти события сейчас вспоминаются в другом порядке, и сегодняшнее богослужение противопоставляет грешную, но покаявшуюся жену и Иуду, который был Богом даже избран, —значит, он был не особо грешный, — но который отпал.

Дальше во всей христианской истории, и в истории больших церковных образований, и в личной истории христиан, все время вот так и проявлялось, что те наши друзья, которые вовсе не были друзьями, оказываются друзьями именно в церковном смысле, в Церкви, а те, кто вроде бы как должны были быть друзьями, – отпадают. Это такая закономерность, которая даже не тогда впервые возникла, но теперь всегда вспоминаем об этом противопоставлении.

Но еще кое-что важное для нас в нашей повседневной жизни говорит сегодняшнее богослужение и богослужение последующих дней об Иуде. Конечно, первый мотив сребролюбия, который очевиден, не исчерпывающий. Хотя в святоотеческом понимании страсть сребролюбия – это все, что связано с тем, чтобы полагаться не на Бога, а на что-то человеческое: что-то накопить, что-то приобрести, заранее подготовить и тем самым не полагаться на Бога.

Но здесь более серьезная проблема, которая в наших сегодняшних песнопениях называется словом зависть. Как поется сегодня применительно к Иуде – «зависть не весть предпочитати полезное», то есть зависть не умеет правильно выбирать. Зависть не знает, как выбрать полезное между полезным и вредным. Зависть ослепляет.

В другом богослужении, которое у нас еще впереди, сказано: «обычай бо крадущим метати честная». То есть Иуда продает очень задешево, потому что так часто бывает с ворующими, что они бросают или отдают ни за что драгоценное. «Честная» значит «ценное». Действительно, мы можем встретить на улице наркоманов, которые предлагают по бросовой цене какие-то украденные вещи.

Это свойство зависти – она обесценивает то, что ценно. А когда оно уже украдено, то непонятно, что с ним делать. Получается, что нет того результата, на который можно было рассчитывать. Зависть – это самый сильный механизм, который влечет человека к преступлениям разного рода. Не просто к грехам, а именно к преступлениям.

Конечно, таких причин, которые влекут нас к преступлениям и прочим грехам, много, но зависть занимает совершенно исключительное место. Многое делается из зависти, но далеко не все, а исключительна зависть в том, что она настолько ослепляет, настолько деформирует отношение человека к другим людям и вообще к действительности, что сила ненависти, которая может быть, разбужена именно завистью, а не возникает сама по себе, становится какой-то бесконечной.

Человек, если он более или менее в здравом уме в медицинском смысле слова, если будет вообще кого-то убивать, то, скорее всего, из зависти. Здесь все ценности меняются – все меняется. Чего хочет зависть? Зависть хочет самоутверждения – «я самый лучший». И здесь она не стимулирует делать лучше других что-то на самом деле, а стремится обесценить тех, кого она видит конкурентом: сначала мысленно, — что то, что они делают – ничего хорошего, — а потом и вообще начинает почитать их какими-то особенно вредными. Дальше это захватывает, захватывает и ведет ко всяким убийствам.

Когда мы видим, как толпа творит какие-то особенные зверства, то это бывает именно тогда, когда толпа движима завистью. Толпа ничем хорошим двигаться никогда не может – толпа собирается только по страстям. Эти страсти бывают более опасными и менее опасными, но трудно найти более опасную страсть, чем зависть.

Жгли усадьбы с библиотеками, которые ничем не провинились перед теми, кто их уничтожал, убивали в каких-то зверских формах людей – это все свойственно не только некоторым определенным людям в определенных ситуациях, а это практически свойственно каждому, если его поставить в определенную ситуацию. Но чтобы этой страсти не поддаться, надо над собой специально работать.

Важнейшее дело христиан, и одно из самых трудных дел, которое в христианстве необходимо и которым с большим трудом приходится заниматься всем, – это преодоление зависти. Можно и нужно себя ловить на малых проявлениях зависти, потому что более сильные уже и не поймаешь, если не ловишь малые, или поймаешь только тогда, когда уже много всего наворотишь. А самые элементарные проявления – это когда мне подозрительно часто кажется, что вокруг меня все какие-то тупые, все делают неправильно, и меня все это раздражает.

Может быть, они действительно тупые и все делают неправильно, но меня не должно это так сильно раздражать. А если меня это начинает как-то задевать, я чувствую себя оскорбленным, а не то, что я хочу им как-то помочь, сказать, как делать правильно, или самому сделать правильно, то это уже плохо. Если мне хочется сказать про кого-то, какой он плохой и какой от него вред, то это тоже часто бывает с примесью зависти. Может быть, он и не такой плохой, или вообще хороший, а не такой, каким тебе его малюет зависть.

Конечно, мы неизбежно должны говорить, что плохое – это плохо, но при этом мы не должны впадать в разные страсти, а если впадаем, то надо каяться. И особенно не должны впадать в страсть зависти. Страсть зависти настолько опасна, что лучше потерпеть ущерб от того, что будет действительно не остановлено какое-нибудь зло — в каких-то пределах, конечно, — чем остановить его, может быть, успешно, но впадая в зависть. Надо ценить самого себя и не позволять себе впадать в самые грубые грехи, из которых одним из грубейших является зависть.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)