Многие считают, что Иоанн Лествичник – это монашеский писатель; разумеется, это так, но не только; те священники, которые говорят, что Лествичник простым христианам не нужен, по сути, говорят, что христианство им не нужно; обычно люди хотят мира душевного, чтобы не было каких-то скорбей и т.д., а не спасения души, которое подразумевает крест; люди, по недоразумению, бегут в церковь за утешением, хотя, начиная с крещения, она дает именно крест; если мы хотим настоящего христианства, то мы должны понимать, что мы хотим от Бога скорбей; просить надо не о том, чтобы Господь отнял от нас скорби, а о том, чтобы Он помог нам исправиться при помощи этих скорбей; любой грех оборачивается нам на пользу с того момента, когда мы его осознаем и в нем каемся; “Лествица” раскладывает нам по полочкам, как действительно обрести спасение души, а не получить душевный покой.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память Иоанна Лествичника, как всегда бывает в четвертое воскресенье Великого поста. Для чего это нужно?
Некоторые говорят, что Иоанн Лествичник – это монашеский писатель. И это правда, потому что, действительно, какое может быть монашество без чтения Иоанна Лествичника? И не только чтения, а запоминания близко к тексту и перечитывания много раз. То есть, это, конечно, правда.
Но тогда зачем в общее богослужение, которое далеко не только монашеское, поставлена его память, что-то говорится о его писаниях, о его книгах в сегодняшнем богослужении и предлагается всем, не только монашествующим, а вообще всем православным христианам читать Иоанна Лествичника? Что они там прочитают?
Если исходить из того, что люди приходят в церковь для того, чтобы получить какие-то утешения в скорбной жизни, для того, чтобы на душе стало спокойнее, для того, чтобы не болеть, чтобы близкие не болели, для того, чтобы помолиться об упокоении умерших близких, то тогда, конечно, ответ простой. Кстати, очень многие священники и сейчас говорят так же, если говорят откровенно, а именно, что нам, мирянам и мирским священникам, это все не нужно. Они, конечно, говорят правильно, но очень по-своему.
По сути дела, если с Евангельским пониманием христианства это сравнивать, то они говорят, что христианство им не нужно. И правильно они говорят как раз только с той точки зрения, что оно им, действительно, не нужно, они это сами признают. Конечно, христианство нужно всем, кто хочет спасения своей души, но не все же именно этого хотят.
В основном, люди хотят – не будем говорить про других, а скажем про себя, — мира душевного, чтобы не было каких-то скорбей и так далее. А спасение души предполагается с самого начала, если Евангелие почитать, послушать чин Крещения, апостольское чтение на Крещение, именно таким образом: надо взять Крест и вообще все такое, от чего нормальному человеку свойственно бежать. Причем бежать, почему-то по недоразумению, конечно, начинают в Церковь.
Ведь еще при Крещении говорится, что тебе крест дают – за этим ты и приходишь. Это говорится, как только человек вступает в Церковь, а потом все время это повторяется, повторяется и повторяется в каждой службе. А нет же – бегут за утешением душевным! В принципе, если очень чего-то хотеть, то всегда получишь. По крайней мере, так будет казаться.
Например, хочешь увидеть какое-нибудь видение, и если очень настроишься – увидишь. То, что оно будет бесовским – это другой разговор, но, по крайней мере, то, что хочешь, ты получишь.
Вот так же и здесь. Если мы хотим настоящего христианства, то мы должны понимать, что мы хотим от Бога скорбей. То есть мы просто сами их просим, потому что мы хотим следовать за Христом, мы хотим участвовать в Его Воскресении, мы хотим быть в Царствии Небесном. Если мы, действительно, этого хотим, то, значит, мы хотим чего-то совсем другого, а не своего покоя, покоя наших близких и избавлений от всяких скорбей.
Конечно, мы со скорбями будем приходить в церковь, но просить надо не о том, чтобы Господь отнял эти скорби от нас, а о том, чтобы Он помог нам исправиться при помощи этих скорбей, чтобы эти уроки были нами усвоены. Когда уроки усвоены, тогда они обычно и проходят, — а за ними начинаются следующие уроки, которые еще не усвоены. Так вся жизнь и проходит – от одного урока к другому. Но все они сопряжены с каким-то дискомфортом как минимум, а очень часто с настоящими скорбями. Это совершенно нормально, это точный ответ на наши молитвы.
Мы просим смирения у Бога – и получаем обстоятельства, которые нас смиряют; просим терпения – получаем обстоятельства, в которых можем в нем упражняться; просим помощи Божией – и получаем обстоятельства, в которых никакую другую помощь получить не можем, но Божию получаем действительно.
Но пока мы убедимся в том, что никакой другой не можем получить помощи, бывает, приходим в дурное настроение. Но, если покаемся, то это тоже хорошо – поймем, что это, действительно, дурное настроение не по делу совершенно. Поэтому даже такая неприятная и греховная вещь обернется нам на пользу, если мы в ней покаемся.
Вообще любой грех оборачивается нам на пользу с того момента, когда мы его осознаем и в нем каемся. Но ведь можно еще осознать и не покаяться – тогда все равно будет во вред. А если каемся, то будет на пользу.
И вот тогда становится понятно, что христианство состоит в чем-то другом. В этом случае надо спросить у тех, кто знает. Вот нам Церковь рекомендует некоторых таких людей, которые знают и объясняют, в чем на самом деле состоит христианство, что мы на самом деле должны переносить. Таким человеком является в частности и в особенности Иоанн Лествичник.
О его жизни мы знаем мало, и поэтому как он там все это проходил своим жизненным примером, мы узнать не можем. В этом смысле Церковь нам на него и не указывает, Церкви это не явлено. Засвидетельствовано только, что он проходил это все личной жизнью и своему опыту учит нас. Но в чем конкретно этот опыт состоял, мы, в общем-то, не знаем.
Но мы знаем другое. Мы знаем его писания, которые объясняют нам, просто по полочкам раскладывают, что и как надо делать. Но не для того, чтобы обрести душевный комфорт, и чтобы стало хорошо и спокойно на душе, когда приходим в церковь. Нет, не для этого, а для того, чтобы, действительно, получить спасение души. Вот это объясняет “Лествица”.
А вот в следующее воскресенье, если доживем, будет память Марии Египетской. Она, наоборот, ничего не написала, и вообще была неграмотной, но в ее житии как раз нам жизненный пример покаяния, который мы должны взять. Это тоже очень важно. Но это будет через неделю, а сейчас у нас книга – кто еще не читал, конечно, надо потихоньку читать. И вовсе даже не обязательно в посту, а такие книги хорошо читать в течение всего года.
Аминь.