Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Все самое главное происходит ночью. И если мы обратимся к Библии, то там очень много важного происходит именно ночью. А если мы обратимся к самой главной части нашей христианской Библии, к Евангелию, то мы увидим, что ночью Господь воскрес, и в память этого мы совершаем службы по воскресеньям, но надо бы совершать ночные службы каждое воскресение, а это, к сожалению, мы не делаем, а только раз в год служим, на Пасху.

И Рождество Христово тоже совершилось ночью. И в память об этом Церковь совершает соответствующее богослужение ночью. Конечно, по возможности, мы должны уподобляться ангелам — ангелы вообще не спят. Правда и бесы тоже вообще не спят. И когда мы начинаем уподобляться ангелам, то может быть всякое развитие событий, и не всегда удается уподобиться именно ангелам.

В любом случае подражать ангелам надо, в частности в том, чтобы не спать, а молиться, иметь в себе трезвость и бодрость душевную. Это, конечно, прекрасно, и кто-то в этом упражняется больше, кто-то меньше, но бывают такие особенные дни, когда в этом упражняются все, кроме совсем уже больных, немощных и детей. Это такие дни, когда Церковь назначает особенное бдение.

В древней Церкви их было очень много, а сейчас их очень мало, да и вообще настоящее полное бдение у нас только одно – на Рождество Христово. На Пасху совершенно уже не то – там гораздо короче служба, «полу-нощное» бдение. Так что «все-нощное» бдение только один раз в год и получается. Такое бдение — очень хорошо даже для тех, кто потом будет целый день спать.

Для чего дается на праздник выходной? Для того чтобы ходить в гости, заниматься праздными разговорами по телефону, сидеть там и, не дай Бог, еще обжираться и обпиваться? Совершенно нет. Он как раз будет с пользой употреблен на здоровый сон. А то время, которое от сна будет отнято, будет употреблено на молитву. Потому что все эти великие праздники требуют всецелого нашего поглощения, мы должны всецело сосредоточиться на них.

Это такие дни, когда мы должны упраздниться от всех наших обычных дел, сосредоточиться на том, что нам предлагается в Церкви. Вот когда мы ночь проводим за этими делами, за молитвой, то потом у нас уже гораздо меньше остается сил, чтобы днем заниматься и нашими обычными делами, и необычными, если для кого-то ходить в гости и много есть – это необычное дело. Мы меньше готовим, меньше делаем уборки, а уборки, как известно – большой враг христианства.

Это прекрасно, поэтому постараемся сегодня получить необходимое количество здорового сна, по возможности, прийти если не в себя, то, по крайней мере, в храм, постараться помолиться, а потом уж прийти в себя через это, вообще быть повеселее, легче переносить всякие физические трудности, а также моральные трудности, о которых нам напоминают физические. Кстати, физические трудности всегда должны напоминать нам о моральных, которые у всех нас есть.

С Богом все переносится. Поэтому будем праздновать. Как говорит Феодор Студит в Слове, которое мы сегодня утром читали, праздновать мы так должны всегда, а не только один раз в год. В этом особенность церковных праздников: если мы их празднуем раз в году, то потом мы их выносим и несем, продолжая праздновать внутренне.

А Григорий Богослов говорит, что празднование должно быть в сегодняшних молитвах, богослужениях, вообще в том, чтобы иметь память Божию, а совсем не в том, чтобы ходить в гости, чтобы наряжать, украшать стены домов – это камешек в наш огород, в наши современные гирлянды и тому подобные вещи рождественские, – не в том, чтобы участвовать в разных шумных застольях и прочих языческих празднованиях.

А для того, чтобы праздновать по-христиански, у нас все есть. Есть у нас это сегодня, и надо не потерять это и в дальнейшем, не растерять в текущем году, по крайней мере, донести до Пасхи. А Пасха нам опять что-то даст, взамен потерянного.

Аминь.