Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святой первомученицы равноапостольной Феклы. Наверное, многие современные христиане плохо представляют себе, кто она такая, за исключением того, что раз она первомученица, то она была первой из женщин, которая приняла мученичество в христианстве, и несла апостольские труды, раз она равноапостольная. Это про нее знают, и это, конечно, правильно и хорошо, но маловато.

А для того, чтобы знать больше, нужно отойти от тех стандартов православия, выражаясь светским языком, которые выработались у нас в XIXвеке и поддерживались в ХХ, когда вся литература строго делилась на каноническую и апокрифическую, — хотя раньше никогда такого строгого деления не было, но вот появилось в XIXвеке. В это время были созданы по католическим образцам духовные семинарии и академии. И то, что раньше было неясно, стало ясно, появились вот какие-то апокрифы, которые старались не читать, потому что это слишком противоречило тогдашним представлениям о христианской морали.

Вообще же о Фекле рассказывается в единственном христианском памятнике, который называется “Деяния Павла и Феклы”. Это один из рассказов об апостолах, в частности, об апостоле Павле, который не пересекается с материалами его посланий и книги Деяний Апостольских, но который, тем не менее, тоже является частью церковного Предания. Это не значит, что каждое слово там имеет историческую достоверность, но это не мешает быть частью церковного Предания, потому что даже художественные произведения, романы могут говорить о жизни великую правду, хотя все герои там выдуманные. Например, говорят, что в природе не встречается таких героев, которые есть в романах Достоевского, однако, будет правильно сказать, что все люди именно такие, как описаны они у Достоевского – ясно, что там большая правда о жизни говорится.

То же самое бывает и в некоторых житиях. Именно то, что говорится о Фекле – это прямое собрание того, что нельзя делать с точки зрения “добропорядочного” и привычного христианства XIX века. Она начала с того, чтобы, будучи совсем молодой девушкой, бросить мечты о замужестве, как хотели ее родители, и уйти вслед за каким-то немолодым и плешивым сектантом Павлом. Конечно же, Павел и на самом деле был сектант. А кем же еще он был?

Ведь даже иудейская религия была в римской империи религией меньшинства, примерно как у нас буддизм – экзотика в современной России. И внутри этой религии христианство воспринималось как какая-то мелкая и очень агрессивная ересь, которая все время распространяется посреди этих иудейских общин, а за пределами иудейских общин она распространялась очень мало.

И вот апостол языков Павел, хоть и говорил как раз, что надо проповедовать язычникам, и для этого ввел даже некоторые специальные вещи, в частности, отмену обязательного обрезания, —но, как мы читаем в Деяниях Апостольских, он проповедовал исключительно в синагогах. Один раз он сделал исключение в Афинах, в Ареопаге – но как раз там никто не обратился, кроме Дионисия Ареопагита и еще одной женщины.

В другом рассказе об апостоле Павле, как раз в “Деяниях Павла и Феклы”, рассказывается, что там обратилась язычница Фекла, и тоже одна. И она вместо того, чтобы слушаться родителей, выходить замуж, но при этом быть христианкой, как это посоветовали бы в XIXвеке, не только не стала слушаться родителей – она вообще их бросила и решила, что вообще все эти мужья совершенно не то дело, которым надо заниматься.

Некоторые христиане XIX-XX веков говорили, что вообще этот памятник “Деяния Павла и Феклы” является еретическим – там очень ясно сказано, что монашество лучше брака, и даже несравненно лучше брака. Хотя надо сказать, что там не говорится никакой ереси, то есть, что брак – это плохо и вообще запрещено. Это бы делало текст еретическим, но этого как раз там и нет. Просто очень ясно описано, что она увидела христианство, какое оно есть, что Павел помог ей это увидеть, и, конечно, она захотела лучшего, а не худшего. И лучшим однозначно является монашество. Монашество – это более позднее слово, в тексте “Деяний Павла и Феклы” его нет, в терминологии того времени просто говорилось – безбрачие.

Она стала проповедовать и нести вместе с Павлом подвиг апостольства, хотя несла его очень недолго, пока их не предали мучению. Поэтому она и стала равноапостольной.

То есть это все поведение из серии “как не надо”, все чересчур. Но ведь все христианство состоит в том, как “не надо” с точки зрения нормальных людей. И это не только специальные подвиги юродства или столпничества, которые очень мало кому посильны физически и психически, и к этому требуется особое Божественное призвание, но если есть Божественное призвание к христианству, то есть и призвание к какому-то внутреннему, необычному подвигу, даже если он внешне совпадает с тем, что проходили тысячи людей вокруг.

Внутренне это означает нонконформизм поневоле. Ты можешь жить как все, даже если все вокруг являются благочестивыми христианами. Но того, в чем обычный человек имеет главную опору для своей жизни, — что он такой же, как все, что он все делает, как все, — вот именно этого христианство и лишает. Ты должен смотреть только на себя, смотреть, кто ты перед Богом, для тебя нет оправдания, что другие делают так же. И уж отдельный грех говорить, что вот если тот позволяет себе то и это, то я тогда позволю себе хотя бы половину от того, что делает он.

Получается, что ты все время измеряешься один своей совестью и Божьим Судом. Это лишает, конечно, привычных опор и ориентиров, но зато это дает те опоры и ориентиры, которые должны быть у христиан – это примеры святых, которые так жили, и нужно не просто смотреть на их примеры, но и обращаться к ним с молитвами, чтобы они помогали тебе так жить. Так жить, как жили они сами.

Тогда у тебя получается совершенно другой опыт. Опыт помощи святых в нашей жизни – это то, что отличает христиан от нехристиан, которые не обращаются к святым, даже если святые им помогают, они этого просто не замечают, пока не христиане. Может быть, осознают потом, задним числом – так тоже бывает. Это как раз то, что делает нашу жизнь совершенно другой, делает ее христианской. Вот об этом нам напоминает святая равноапостольная Фекла.

Еще раз повторюсь: она нам напоминает, насколько это настоящее представление о христианстве отличается от того, которое было наиболее распространенно у духовенства, ученых, в семинариях, академиях XIXи ХХ веков.

Аминь.