Церкви нужны не только святые борцы за православие, но и святые, которые общались с народом и помогали людям в житейских нуждах. Но далеко не все люди, которым помогали святые чудотворцы, спасались. Однако, некоторые все же, получив удовлетворение житейских нужд, потом все-таки уподоблялись Апостолам, бросившим чудесный улов рыбы и пошедшим за Христом, — и в этом обращении хотя бы немногих смысл служения святых чудотворцев.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, — одного из тех святых, которые прославились среди простого народа. Это значит, что он известен не какими-то подвигами в защиту православия от еретиков, и то, что говорится в поздних житиях о его участии в I Вселенском Соборе, совершенно недостоверно, — на самом деле святитель Николай жил в VI веке, на 200 лет позже. Но тем не менее, на таких людях держится православие, и без них тоже не было бы Православной Церкви.
Когда-то Православная Церковь состояла из небольшого количества христиан, которые жили во враждебном окружении, и христианские общины мирян напоминали монашеские, и так было до IV века. В IV веке оказалось, что христиан стало много, они стали наполнять собой города и села, и среди них жили такие люди — иногда это были епископы, как вот святитель Николай или патриарх Александрийский Иоанн Милостивый; но чаще такие люди находились среди священников, и как раз ближайший к нам пример это святой Иоанн Кронштадтский, — которые постоянно общались со своей паствой, с простыми людьми и даже с теми, кто не принадлежал к их пастве, потому что, может быть, они были неверующими или еретиками, или язычниками. И всем этим людям в их житейских нуждах, исполнение которых само по себе никак не могло доставить кому-либо Царствие Небесное, эти святые, тем не менее, помогали — и не только материально, как могли бы помочь и другие люди, не только благотворительностью занимались (хотя это все тоже было, и без этого не обходилось, потому что в этом также состоит обязанность христиан), но помогали также и молитвами, и часто при этом происходили разные чудеса. И самый близкий к нам по времени святой — это, может быть, святитель Иоанн Максимович, архиепископ Шанхайский, который умер в 1966 году. Все такие святые подражали святителю Николаю.
У многих людей, которые сейчас приходят в Церковь, возникает такое недоумение: а, собственно, что эти святые такого хорошего сделали? Конечно, они были людьми праведными, но что уж их так особо почитать? Ведь в православии они, можно сказать, никого особо не воспитывали; большинство из тех, кто не был православным и получил от них какие-то благодеяния и даже чудеса, так и не изменяли свою жизнь и не пришли в Церковь, и у каких-то простых людей были, может быть, гораздо большие успехи по обращению к православию других, чем у этих святых. И что же такого здесь особенно святого? Но тут надо понимать, что и без простого удостоверения силы Божией для людей, которые иначе бы и не поняли, что есть сила Божия, если бы их это напрямую не коснулось, их самих или их близких в понятных им житейских нуждах, болезнях или еще в каких-то обстоятельствах, — без этого Церковь тоже не устояла бы. Конечно, мы можем сказать, и это тоже будет правильно, что если человек живет в Церкви, исполняет более-менее регулярно все обряды, не совершает каких-то грубых грехов, но в то же время живет какими-то мирскими интересами и молится Богу, потому что хочет не испытывать нужды, чтобы близкие его были здоровы и не умирали, то такой человек, если и получит удовлетворение каких-то своих просьб, то все равно это будет награда на земле, а Царствия Небесного он при этом не получит и своей души не спасет, и такой человек вполне может попасть в ад. Это, безусловно, так. И не надо думать, как думают очень многие, что если толпы людей ходили за такими вот общающимися с народом подвижниками как святой Николай или, может быть, какие-то монастырские старцы поскромнее, как например в России в XIX веке, то все эти толпы народа так вот и спасались. Совершенно не обязательно. Потому что теми интересами материальными и земными, преимущественно ради которых они ходили за этими святыми, спастись было нельзя. Хотя, конечно, та помощь, которую они получали, оберегала их от совершения каких-то грубых грехов, и в этом смысле это было им во спасение, но это уже косвенно.
Однако, мы не видим другого, — хотя можем знать, что оно точно было, но не знаем, в каких именно случаях (можно только сказать, что таких случаев было меньшинство), — что люди, получившие удовлетворение каких-то своих грубых нужд, потом дальше уподоблялись Апостолам, которые тоже когда-то получили от Спасителя удовлетворение своей грубой нужды, когда они ловили рыбу и всю ночь ничего не могли поймать, а утром Господь сотворил чудо, и они поймали огромное количество рыбы, когда уже не чаяли. И действительно, грубая потребность их удовлетворилась чудесным образом. Но как они на это отреагировали? Они эту рыбу просто бросили, не взяли ее, а пошли за Спасителем. И вот, среди тех людей, которые получают благодеяния от Бога через святых подвижников, тоже оказываются некоторые — конечно, их меньшинство, но тем не менее, они бывают, — которые либо сразу, а еще чаще не сразу бросают эти ненужные, в общем-то, мирские блага, если не внешним образом бросают, то внутренне, потому что перестают к ним прилепляться, и идут за Спасителем, за Господом, Который совершает эти чудеса, или Сам по Себе, или через таких святых, как святитель Николай или святой Иоанн Максимович. И вот, Апостолы свидетельствуют нам, что такое обращение возможно, и это значит, что оно совершилось не только с Апостолами, но будет совершаться и дальше с разными христианами, и таким путем люди приходят к спасению.
И поэтому не зря трудились те святые, которые так вот подвизались среди массы христиан, которым христианство по-настоящему неинтересно, и даже среди не христиан. Можно ли сказать, что у этой деятельности был очень маленький коэффициент полезного действия? — Можно сказать. Но Господь и Сам про Себя говорит, что у Него тоже маленький коэффициент полезного действия. Если вспомнить, что Он об этом говорит в Евангелии, то Он говорит, что немногие спасутся, что узок путь, ведущий в Царствие Небесное, и немногие идут им. То есть проповедано Царствие Небесное многим, а идут туда немногие, и значит у Самого Господа коэффициент полезного действия маленький. И когда Господь Иисус Христос жил на земле и проповедовал, то тоже немногие последовали за Ним, а много было таких, которые кричали: “Распни Его!” Поэтому не надо думать, что ученики могут быть больше Учителя. Все святые, и в том числе святитель Николай или близкие к нам по времени Иоанн Кронштадтский и Иоанн Максимович, они действительно проповедовали очень многим, огромному количеству людей, гораздо большему, чем проповедовали многие другие святые, но, тем не менее, даже у них очень немногие обращались в православие и спасались. Но такие были, их не могло не быть, и то, что кажется небольшим в человеческих глазах, оказывается большим в Царствии Небесном. И поэтому Церковь чтит таких святых, и мы, если хотим понимать святость именно по-церковному, тоже должны чтить таких святых и в меру сил подражать также и им. А кто не может им подражать непосредственно, тот должен, по крайней мере, ценить их подвиг, и поскольку все мы нуждаемся в каких-то благодеяниях в нашей временной жизни и частенько обращаемся к Богу с молитвами о том, чтобы получить то или другое благодеяние Божие, мы должны молиться, прежде всего, о том, чтобы по молитвам святых, через которых мы получаем эти благодеяния, нам получить самое главное благодеяние, а именно Царствие Небесное. Аминь.