Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сейчас мы готовимся совершить одно из самых длительных богослужений в году и, во всяком случае, наиболее утомительное физически из-за земных поклонов, которые на покаянном каноне делаются. По этим характеристикам эта утреня оказывается далеко впереди среди всех богослужений церковного года. Для человека неподготовленного, непривычного все это выглядит странно. Зачем это все нужно?

Ну, если нужно послушать какие-то, предположим, очень хорошие нравоучения, предположим, очень красивые гимны, то ведь их можно и просто послушать. А зачем нужны все эти особенные посты, вплоть до неядения? Зачем нужны эти земные поклоны? Непонятно.

Тому, кто уже привык немножко к церковным аскетическим нормам, общим для всех, кроме тех, кто по болезни не может их держать, тому это уже понятней из собственного опыта. Для того, чтобы все эти благие семена давали всходы, необходимо почву, на которую они сеются, обработать – очистить от сорняков и вспахать. Но очищение от сорняков – это особое дело, это исповедь, покаяние. Но нужно еще и вспахать, почва должна быть взрыта.

Мы должны как-то отрешиться от того, о чем мы обычно думаем, и больше сосредоточиться на том, что нам предлагается. Вот одним из таких средств являются всякие физические ограничения. Прежде всего, их два: пост, состоящий в заметном ограничении еды, а не просто перемене блюд, и земные поклоны.

Поэтому тот, кто может себе позволить в этом участвовать, — а любой человек в той или иной степени может участвовать, — получает великое благо, которое заключается не в самих этих средствах, а в том, что с их помощью достигается – получение благих семян, которые попадают на такую каменистую почву, каковы мы обычно бываем, даже если мы регулярно ходим в церковь.

А сегодня особенно важный для всего года, для всего Великого поста день, когда дается такая возможность. Поэтому будем стараться каждый год участвовать во всех этих богослужениях, насколько Бог даст силы, но Он даст нам силы больше, если мы захотим ее употребить именно на это. И будем стараться с пользой душевной проводить это время, когда оно наступает, и когда мы, наконец, оказываемся в церкви в это время. Так что будем сейчас стараться внимательно, не торопясь, потихоньку, но тщательно совершить это богослужение.

Аминь.