Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о чудесном улове рыб, как его обычно называют согласно самому главному эпизоду, но рассказ, как мы можем сейчас вспомнить, более сложный.

Началось все с того, что Христос использует рыболовецкие лодки для того, чтобы учить народы. Он встает на одну из них — лодку Петра — и, немножко отплыв от берега, чтобы видеть толпу, которая стояла там, обращается к ней с некоторым поучением, которое не пересказывается в Евангелии.

После этого Он говорит, как бы указывая символически, что должны быть и плоды этого поучения, рыболовам — Петру прежде всего, — что нужно отплыть на глубину и там выловить рыбу. А те Ему отвечают, исходя из своих житейских соображений и житейского опыта, хотя и профессионального, что всю ночь мы пытались что-то поймать, и если мы ничего не поймали, то рыбы, видимо, там сейчас нет — бесполезно ловить.

Но все же они послушались даже и без того, чтобы Иисус особо настаивал — это очень хорошо и важно, что если у тебя есть какие-то соображения, то не надо делать вид, что их нет, не надо отключать себе мозги, но воли Божией надо слушаться, даже если она противоречит какому-то здравому смыслу и профессиональному твоему пониманию, даже если оно правильное. Ученики послушались и получили этот огромный улов, который едва доставили на двух лодках.

Что происходит дальше? Если бы действительно было все житейски, то они бы обрадовались, получив огромное количество рыбы. Они ведь рыбу ловили не для того, чтобы съесть, а они ее продавали на рынке или отдавали тем, кто продает на рынке, и через это кормились. И вот тут получается, что за большой улов они бы получили много денег, как за несколько рабочих дней, а то и недель.

Но происходит иначе, как мы помним. Вместо этого они бросают улов, как будто он им совершенно не нужен, забывают о нем и идут за Христом. Это вот о том, как мы относимся к тому, что Бог нас ведет. Мы просим то, что нам кажется нужным, и вроде действительно по обстоятельствам нашей жизни является нужным.

Эти обстоятельства, нужды Господь нам устраивает для того, чтобы мы хоть о чем-то могли Его просить, чтобы у нас было хоть какое-то представление о том, как с Ним завязать контакт. И, конечно, то, что нам, действительно, может быть, нужно и не очень вредно, то Господь нам подает, подобно тому, как родители подают детям всякие игрушки. Игрушки нужны ребенку, без них он вырастет ненормальным.

И вот нам всем для того, чтобы узнать Бога, для того, чтобы вырасти, нужны всякие игрушки. К ним относится все, что нужно для поддержания нашей жизни, — и для какого-то нашего развлечения, и того, без чего мы умрем. Господь это все нам дает.

Но мы всегда должны понимать, что Он нам это дает не для того, чтобы у нас это было, даже если это необходимо на самом деле для поддержания нашей жизни, — ведь и жизнь Он нам дает для чего-то, а не для того, чтобы она просто у нас была. Когда говорят, что смысл жизни в ней самой, то это говорят люди не христианские. Для нехристиан — может быть, и, в конце концов, это дело вкуса. Но настоящий христианский смысл совершенно не в ней самой, а в жизни в Боге, получить Бога.

А для того, чтобы получить Бога, надо Его хотеть. А как Его хотеть? Хотеть — значит узнавать. А как Его узнавать? А вот как детям узнавать родителей, которые не умеют даже говорить, — так же и мы не умеем говорить.

Потому что уметь говорить по отношению к Богу — это значит уметь молиться так, как святые молились. Если мы так не умеем, значит мы не умеем говорить. Что относится в жизни к младенцам, все относится и к нам в отношении к Богу.

Прекрасно, когда возникают всякие случаи, когда мы можем это понять. Но потом мы должны понимать дальше, что это все само по себе неважно. Поэтому, когда апостолы получили эти две лодки рыбы, они поняли, что им не только не нужно столько рыбы, да и вообще рыба не нужна, потому что нужно совершенно другое, ибо говорит Господь, что вы будете ловцами человеков. Но можно продолжить, что человеки сами по себе тоже не нужны, а нужно исполнять волю Божию, а она в том, чтобы привлечь всех человеков.

И они, действительно, стали ловцами человеков, но не потому, что они себе набирали этих человеков как гуру или рабовладельцы или как люди, которые набирают людей, чтобы поставить их в зависимость от себя. Кстати, многие люди именно для этого заводят семью, разводят себе детей и внуков — для того, чтобы иметь людей, зависящих от себя.

Но когда все это для Бога, тогда все получается иначе. Для себя мне не только рыбы не нужны, хотя вроде бы были нужны и составляют профессиональное занятие, но и люди тоже не нужны, которых я тоже теперь буду ловить. Но Бог мне нужен, а что нужно Ему, то я и делаю. Ему, оказывается, нужны люди, поэтому, собственно, и я ему нужен, и здесь надо участвовать и помочь по мере возможности.

Вот так и мы должны — не нервничать, не переживать о том, что что-то сорвется, не получится, потому что это неважно. Всегда что-нибудь не получится, тут даже можно не сомневаться. Но надо понимать другое: Бог промышляет и через то, что получится, и через то, что не получится — и дается нам вразумление.

Если у нас что-то житейское получится, а мы не вразумимся, то это хуже, чем если бы не получилось. А если что-то житейское не получится, но зато мы вразумимся, то это гораздо лучше, чем если бы оно получилось.

Поэтому у нас отношения только с одним Богом, а не с теми объектами и субъектами, с которыми взаимодействуем. И только здесь определяется, что у нас в жизни удается, а что нет.

Аминь.

епископ Григорий