Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Общее в обращении в христианства св. Евстафия и св. императора Константина. Неправильные побуждения, по которым люди ходят в церковь. Для чего на самом деле нужно туда ходить? — Для борьбы с бесами. Но как бороться с невидимыми? Надо бороться с ними внутри себя. Преодолевать себя можно по-разному; далеко не все виды борьбы с собой бывают полезны для спасения. Делать надо все ради Христа, т.е. ради соблюдения Его заповедей. Надо приходить к Богу потому, что нам нужен Он Сам, потому что Он лучше всего, что есть на свете.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы продолжаем праздновать Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, причем сегодня особенный день этого празднования, так называемая Неделя по Воздвижении, то есть тот воскресный день, который наступает после праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, тоже очень важная часть этого праздника. И так совпало, что другой праздник, меньший, но тоже важный, который всегда бывает в дни попраздненства Воздвижения Креста, тоже пришелся на этот день — это память великомученика Евстафия Плакиды, который, согласно легенде, жил в начале II века. Но рассказ о нем стал особенно важен, когда в IV уже веке обратился в христианство святой император Константин. Потому что как Евстафий, так и Константин обратились в христианство хотя и не одинаково в деталях, но похоже по сути. А именно, святому Констанину явился на небе Крест с надписью “Сим победиши”; а Евстафию Плакиде, тогда еще язычнику, когда он был на охоте, однажды явился олень, между рогами которого он увидел Крест с погрудным изображением Господа Иисуса Христа, и после этого он обратился и победил в том смысле, в каком мы все должны стремиться к победе, если мы христиане — в том смысле, в каком говорят о мучениках, что они победили. Святой Евстафий действительно стал мучеником, победил все искушения диавола и таким образом спасся. Вот это та победа, которую дарует нам христианство и ради которой мы должны обратиться и стать православными христианами. И эта победа знаменуется Крестом.

Крест многое знаменует в нашей христианской жизни, и один из основных его смыслов, хотя и не единственный, это именно победа — победа, конечно, над диаволом. А что такое победа над диаволом? Для чего мы вообще обращаемся в христианство? Думаем ли мы о том, чтобы победить диавола, когда обращаемся в христианство? Вообще, что мы думаем победить? Обычно, к сожалению, получается так (хотя бывают и исключения), что мы ничего не думаем победить, и вообще хорошо, если мы хоть что-нибудь думаем о христианстве. А часто мы считаем себя христианами, не будучи ими вообще, например. Мы можем даже и в церковь не ходить, а просто когда-то мы там были крещены, и на вопрос, христиане ли мы, отвечаем утвердительно. Но в чем это христианство у нас проявляется, трудно сказать; разве что мы вспомним о Боге в каких-то ситуациях, которые нам покажутся трудными. Это, конечно, совсем уже плохой случай, хотя он наиболее распространен среди наших нынешних современников. А другой случай, когда мы ходим в церковь, вроде бы и получше; но на самом деле неизвестно, лучше он или нет. Конечно, если мы ходим в церковь и стараемся быть христианами, то этот случай получше; но если мы ходим в церковь на самом деле неизвестно, зачем, тогда этот случай не только не получше, но и похуже, — например, если церковь для нас это некоторый “клуб по интересам”, средство занять свое время, чтобы не чувствовать пустоту и одиночество, потому что у нас дома нет телевизора или он плохо работает, или потому, что нам хочется настроиться на тихий-спокойный лад и умиротовриться; для этого интеллигентный человек пойдет в филармонию, а простой человек пойдет в церковь. И все это, конечно, никакие не христианские мотивы и побуждения. И конечно, если мы по таким побуждениям ходим в церковь, то мы гораздо хуже тех, кто туда не ходит, потому что у них нет христианских побуждений, они и не воображают себя христианами, и другим такого вида не показывают, и никакой профанации церковной жизни или, тем более, таинств с их стороны не бывает, все по-честному.

А для чего мы должны ходить в церковь? Для того, чтобы победить бесов. Но бесы ведь невидимы, и трудно понять, где они и как они действуют. Мало кто из нас видел бесов, и скажу честно, зная наших прихожан и вообще многих современных людей, чаще всего люди, говорящие, что видят бесов (небольшой процент таких людей есть), это просто люди, которые больны психически и видят галлюцинации. К счастью, бесов мы обычно не видим, но тогда как же мы можем их победить, как мы с ними можем бороться, где вообще они находятся? А это просто надо знать теоретически, где они находятся. К сожалению, они, что называется, всегда с тобой. Потому что человек, за которого мы должны бороться с бесами, это каждый из нас для самого себя. Победить нужно себя.

Конечно, есть много людей, которые с совершенно разными целями побеждают себя. Есть много разных хороших вещей, в том числе гражданских подвигов, — но все это не ради Христа. И такие дела, хотя и бывают похвальными даже и с христианской точки зрения, для спасения души как таковые бесполезны. Они будут полезны, только если вообще жить по-христиански. Другие люди успешно себя преодолевают ради чего-то греховного, например, занимаясь каким-то скверным промыслом или обманом, или бандитизмом, — они тоже прилагают большие труды, большие усилия, преодолевают себя; но это не только не является полезным с христианской точки зрения, но и, прямо сказать, вредным. А мы должны преодолевать себя только в одном отношении — чтобы действительно это преодоление было спасительным, ради Христа.

Но что значит — ради Христа? Ведь если я скажу, что делаю что-то ради Христа, то еще не факт, что это на самом деле ради Христа, даже если я искренне сам себя буду обманывать. Ради Христа — это означает: для исполнения заповедей, чтобы делать действительно то, что требуется Христом. Вот тогда это будет ради Христа, даже если мы про наши мотивы говорить не будем. Вообще, чем меньше мы будем об этом говорить, тем лучше. Потому что, действительно, без помощи Божией мы не преодолеем бесов, и даже несмотря на то, что у нас будет какая-то вера, мы все равно будем оставаться совершенно вне Церкви, и наше внешнее христианство, даже если оно у нас будет, не принесет нам никакой пользы, а даже послужит нам в осуждение.

Ну, а зачем нам себя вот так все время преодолевать? Затем, что мы сами как таковые действительно очень плохи. Предположим, с точки зрения житейской мы можем быть (предположим, мы в этом не обманываемся) такими хорошими, как про нас говорят окружающие. Даже если так — как это приближает нас к Богу? А никак, в общем-то, не приближает. Потому что люди не отблагодарят нас тем, что даруют нам вечную жизнь; этим только Бог может отблагодарить. Нравиться людям — это совершенно не цель для христианина. Христианин всегда может сказать, что он не червонец, чтобы всем нравиться. Ведь даже и Сам Иисус Христос нравился далеко не всем. Святые нравились не всем. Мученики нравились не всем; некоторым они настолько не нравились, что те их убивали. И поэтому мы тоже не должны стараться понравиться всем людям; мы должны стараться понравиться Богу, т.е. исполнять Его заповеди.

И вот тогда мы должны приходить к Богу потому, что нам нужен Он Сам. Потому что если мы люди верующие, если мы действительно веруем в Бога, а не в то, что мы идем в какое-то место, где нам окажут психологическую поддержку и где мы сможем забыть о каких-то своих тяготах, — если мы действительно верим в Бога, то мы верим в такого Бога, Который лучше вообще всего, что может быть на свете. Потому что если Он не лучше всего на свете, то Он и не Бог. И если мы не верим, что Бог таков, то значит, мы просто не верим в Бога, т.е. мы неверующие люди. А если Он лучше всего на свете, то нам надо стараться победить себя. Для чего? Для того, чтобы исполнить Его заповеди и быть с Ним, т.е. чтобы получить то, что Он хочет нам даровать — однако, только в случае нашего труда. А для этого надо победить бесов, прежде всего, в себе, и для этого нам нужно знамение победы, которым и является Крест. Поэтому Крест начертавается и расточает демонов. Но они расточаются тогда, когда Крест начертавается не внешним только образом, а когда мы умным образом, т.е. духовно, запечатлеваем в себе этот Крест, т.е. тогда, когда мы действительно предаем свою жизнь Богу — именно Богу, а не каким-то внешним благам, которые можно получить от Церкви. Аминь.