Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В Великий Понедельник Церковь вспоминает Иосифа Праведного, который был продан братьями своими в Египет и иссохшую смоковницу; Господь может действительно придать муке вечной, но чтобы показывать это не на человеке, а на чем-то неодушевленном, была выбрана смоковница; когда мы что-то получаем от Бога, то мы получаем это для того, чтобы как-то развивать и пользоваться; настоящая смоковница не решает сама по себе, когда она приносит плод, а когда не приносит, а мы решаем; пока оно не отнято, надо спешить делать то, что составляет наше призвание; страдания Иосифа были очень во многом подобны и символически прямо изображали будущие страдания Иисуса Христа; если мы идем за Христом, то мы будем получать то же самое — предательство со стороны наших ближних; все истории, которые с нами случаются, хорошие и плохие, попускаются Богом только для нашей пользы; Бог нам создает условия часто очень дискомфортные для того, чтобы мы могли сами измениться; мы все время должны быть перед лицом вечности, перед лицом Божиим, перед Христом; надо примерять на себя разные ситуации, которые были в прошлом с Христом и разными праведниками, или, наоборот, с нечестивыми людьми.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, в понедельник Страстной седмицы, мы начинаем читать Евангелие от Матфея о Страшном Суде. Это большое чтение, которое приурочено ко вторнику, но, так как оно слишком большое, то делится на две части. Сегодня была первая часть, а завтра будет вторая. Об этом подробнее лучше поговорить завтра, когда у нас весь богослужебный день будет посвящен специально воспоминанию Страшного Суда.

А сегодня, в понедельник, главные воспоминания тоже перекликаются с темой Страшного Суда, но все же они свои, другие, и их два: Иосиф Праведный, который был продан братьями своими в Египет, и там стал ближайшим человеком к фараону и потом спас своих братьев от голода, и иссохшая смоковница.

Как говоритсяу евангелистов, как раз вскоре после входа Господня в Иерусалим, Христос увидел смоковницу, будучи голодным, и искал на ней плод. Но плода там не только не было, но быть не могло, потому что это не было время для смокв, то есть Он совершенно не вовремя искал плод. Тем не менее, Он ее за это проклял, и она сразу же засохла так, что там и листьев даже не осталось.

И вот святые отцы спрашивают: какой смысл в этом поступке, в чем виновато дерево, которое росло так, как Сам же Господь ему установил в соответствии с его природой, и ровно ничем от своей природы не отклонялось? Объясняется так: мы должны увидеть то, что напрямую относится к Страшному Суду. Что Христос может не только благотворить, то есть делать что-то хорошее, что Он все время доказывал в предшествовавшие дни многочисленными чудесами, главным из которого стало Воскрешение Лазаря, но может и делать что-то такое, что не понравится. Господь может действительно придать муке вечной. Но чтобы показать это не на человеке, а на чем-то неодушевленном, была выбрана смоковница.

Также важно еще понимать, что есть и другие смыслы притчи о смоковнице, и их еще очень-очень много, все их невозможно исчерпать в нескольких словах. Но все-таки овтором смысле важно сказать.

Когда мы что-то получаем от Бога, то мы получаем это для того, чтобы как-то развивать и пользоваться. Но дальше мы можем поступить по-разному. Если мы этим не пользуемся, то должны помнить пример со смоковницей. Листья, стволи все, что нужно для выращивания плодов, было, но плодов не было. Правда, там не было плодов, потому что быть не могло, а вот если это касается разумного существа, то плодов может не быть, потому что оно не употребляет то, что Господь ему дает.

В результате Господь отнимает то, что ему дает, так, что он уже и не сможет, даже если и захочет, принести эти плоды. Если смоковница, которая потеряла также и листья, засохла, то понятно, что она уже не сможет принести плода. Только настоящая смоковница не решает сама по себе, когда она приносит плод, а когда не приносит, а мы решаем. И вот если мы долго не хотим приносить плод, ничего для этого не делаем, хотя Господь нам все дал со своей стороны, что было нужно, то, вероятно, все это будет от нас отнято.

Пока оно не отнято, надо спешить делать то, что составляет наше призвание. Это касается и чего-то главного и большого в нашей жизни, но это касается и самых-самых повседневных наших дел. Потому что в любой нашей области, даже в микроскопической области нашего быта, мы можем найти, что там можно улучшить, можем что-то, по крайней мере, не ухудшать. Но надо понимать, что это пока мы можем, поэтому надо делать, если у нас есть еще эта возможность.

Если мы не будем этого делать, то будем сами разрушителями нашей жизни. То, что Господь в ней устроил, мы будем собственными руками разрушать. Вот о чем нам говорит сегодняшняя притча о смоковнице.

Вторая сегодняшняя история об Иосифе Прекрасном, который, конечно, вспоминается сейчас потому, что его страдания были очень во многом подобны и символически прямо изображали будущие страдания Иисуса Христа. Иосиф был продан своей братией так же, как Христос был буквально продан Иудой, а иудеи Его распяли, то есть Его же собственный народ. Иосиф был спрятан в яму, в ров, а Христос тоже был спрятан под землю, уже будучи убитым, то есть с Ним обошлись еще хуже.

Иосиф вышел из этой ямы и стал великим человеком на земле, в великой державе того времени, в Египте. Это образ того, как Христос тоже вышел из Своей ямы, когда Он воскрес, и стал великим, но уже не просто на земле, а вообще во Вселенной, потому что Он воцарился с плотью Своею на Небе.

Таким образом, мы видим, что догматически эта история из Ветхого Завета про Иосифа Прекрасного указывает нам на Христа. Но если мы видим где-то догматический смысл, то хорошо, если мы его правильно видим, но этого мало. Чтобы его понять, мы должны видеть еще и другой смысл, который всегда есть, — смысл аскетический,то есть как это относится непосредственно лично ко мне.

Вот в нашей собственной жизни, если мы идем за Христом, если мы хотим того же самого, если мы пользуемся тем, к чему нас приглашает и обязывает крещение, то мы будем получать то же самое. Мы будем получать предательство не от каких-то врагов – враги не могут нас предать, они на то и враги, чтобы с нами враждовать, — а со стороны ближних.

Более того, мы должны понимать, что это все нам на пользу и не сердиться на них, не считать их заслуживающими уничтожения или унижения какого-то, а стараться, если будет такая возможность, как она была у Иосифа, стараться им помогать и не держать на них зла. Как братья пришли к Иосифу, думая, что он будет им мстить, причем неоднократно думали, что начнет им мстить, а Иосиф даже и не имел намерения такого им мстить, так и у нас не должно быть намерения такого, даже если по-человечески от нас можно этого ожидать. Мы не должны мстить и должны помогать, если будет такая ситуация.

Мы должны понимать, что все истории, которые с нами случаются, хорошие и плохие, не исключая никоим образом предательства близких, которое может с нами произойти, попускаются Богом только для нашей пользы. Но наша польза не состоит в том, в чем мы обычно думаем.

Нам кажется, что наша польза состоит в том, чтобы общаться с приятными людьми, быть в хорошей компании, всячески наслаждаться жизнью. Бог считает иначе. Он считает, что наша польза в том, чтобы нам наслаждаться вечной жизнью в Царствии Небесном. Для этого в земной нашей жизни нам надо изменяться так, чтобы в это Царствие Небесное попасть.

Поэтому Он нам создает условия часто очень дискомфортные для того, чтобы мы могли сами измениться, потому что когда мы чувствуем какой-то дискомфорт, то можем вести себя, конечно, безумно, а можем и правильно. И вот правильное поведение – это понять, что во мне не так, и постараться измениться.

Безумное поведение – это кого-то начинать обвинять, себя оправдывать, искать новых врагов, ввязываться в новые истории, и так далее, и так далее. В этом можно легко провести всю жизнь, она быстро пройдет, мы не заметим, как умрем, и потом очень удивимся, почему мы на том свете будем встречены не как христиане, хотя вроде бы мы всю жизнь, значительную часть ходили в церковь, исполняли все обряды, а как какие-то безбожники и враги Божии.

Вот чтобы этого не было, надо примерять на себя пример Христа, примерять его, в частности, через всех праведников, которые жили до плотского воплощения Спасителя на земле, и после этого времени. Вот в частности сегодня нам предлагается пример Иосифа Прекрасного.

А если очень коротко говорить, очем сегодняшнее воспоминание Страстной седмицы, а также завтрашнее и послезавтрашнее, и, тем более, воспоминание Страстей, которые будут во второй половине этой седмицы, то речь должна идти вот о чем.

Мы все время должны быть перед лицом вечности, перед лицом Божиим, перед Христом. Это должно быть не только в плане какого-то теоретического рассуждения, а в нашей повседневности, когда мы даже думаем на простые темы, о своих делах на ближайшее время, на завтрашний день, о том, как надо поступить с таким-то человеком, или как со мной кто-то поступит. Вот на такие простые вопросы мы все равно должны отвечать себе постоянно перед лицом вечности.

А мы норовим отвечать себе на них постоянно, думаем очень много, излишне много, но при этом забываем ставить себя перед лицом вечности и приходим, конечно, к неверным ответам на подобные вопросы. Будем стараться обращаться к Христу. А как это сделать?

Надо примерять на себя разные ситуации, которые были в прошлом с Христом и разными праведниками, или, наоборот, с нечестивыми людьми.

Вот к этому нас особо располагает Великий пост, а в Великом посту нас особенно располагает Страстная седмица.

Аминь.