Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Святитель Николай — один из самых почитаемых в православном народе святых, к нему обращаются для помощи в облегчении повседневных нужд; просимое мы получаем часто не в ответ на то, что наша вера как-то особенно совершенна, а в ответ на то, что нашей веры хватило просто для того, чтобы попросить; часто получая что-то просимое от Бога, мы получаем тем самым долг или кредит, который нам дается для чего-то; если Господь отвечает на наши молитвы, то мы должны использовать появившиеся возможности для того, чтобы спасти свою душу, а не для того, чтобы смотреть телевизор; но если мы не хотим жить по-хорошему, то мы и не будем, а Господь не будет нас к этому принуждать; то, что мы просто живем в данный момент — это уже милость Божия; лучше нам умереть раньше, чем пожить больше и нагрешить больше; бывает, что пока мы болеем, мы не отвлекаемся на какие-то глупости, мы можем помолиться спокойно.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память одного из наиболее любимых в православном народе святых, не только русском, но и в греческом, да и, наверное, в других народах, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В этот день мы особенно обращаемся к святителю Николаю с тем же самым, что и в течение всего года. А наипаче народ православный обращается к святителю Николаю для помощи в облегчении его повседневных нужд.

Это касается и здоровья и всяких других затруднительных жизненных обстоятельств, в которых люди оказываются. Тут особенно памятны чудеса святителя Николая, когда он освободил из темницы невинно туда заключенных, и другие чудеса, в которых он, так или иначе, устанавливал справедливость, и разные еще другие чудеса, в которых как-то разрешались тяжелые и скорбные материальные обстоятельства. И вот, помня все это, помня, что количество таких чудес, совершенных святителем Николаем еще при жизни, а, тем более, после смерти очень велико, народ православный в таких нуждах постоянно к нему прибегает.

И те, кто молится, даже не обязательно с очень хорошей и большой верой, а пусть даже с плохой и маленькой, очень часто получают просимое. Потому что просимое мы получаем очень часто не в ответ на то, что наша вера как-то особенно совершенна, а в ответ на то, что нашей веры хватило просто для того, чтобы попросить святителя Николая, чтобы Господь устроил, так или иначе, наши тяжелые жизненные обстоятельства.

Все это хорошо и не требует от нас какого-то особого подвига, казалось бы, но, на самом деле, конечно, не так все просто. Очень часто бывает, что получая что-то просимое от Бога, мы получаем тем самым долг или кредит, если можно так сказать “по-современному”, который мы должны отрабатывать, потому что это нам дается для чего-то.

Вспомним, какая у нас была жизнь, предположим, до того, как мы заболели, или еще что-то с нами случилось, что всю эту жизнь перечеркнуло. Что мы в этой жизни делали? Для чего мы использовали свое свободное время, которого теперь у нас нет? Или свои физические силы, здоровье, которых теперь у нас не стало? Для чего мы это использовали? Для того, чтобы служить Богу? Для того чтобы молиться? Для того, чтобы помогать ближним? Или просто для каких-то тупых развлечений? Я уж не говорю о таком, к сожалению, нередком случае, когда и откровенно для грехов.

То есть получается, что если мы молимся теперь о даровании здоровья, то о чем мы молимся? О том лишь, чтобы продолжать вести такую жизнь. Очевидно, что если бы мы молились специально об этом, то не надо было бы нам получать просимое. Если же мы все-таки получаем просимое, например, исцеление или неухудшение нашей болезни, которая по человеческим прогнозам должна бы ухудшаться. Или мы научаемся жить в обстоятельствах, в которых мы совершенно не знали, как можно выжить, а оказываться, что можно. Различным образом отвечает Господь на наши просьбы.

И вот если Он отвечает, то что это означает? Что мы должны использовать появившиеся возможности для того, чтобы спасти свою душу, а не для того, чтобы смотреть телевизор. Тем более не для того, чтобы с кем-то ругаться и уничтожать своего ближнего ради каких-то своих корыстных интересов. Тем более не для того, чтобы богохульствовать и заниматься какой-то гадостью, а для того, чтобы исправляться.

И если мы это начинаем делать, то тогда хорошо. Тогда мы начинаем видеть и другие наши проблемы вместе, однако, с путями их решения, и, действительно, мы меняемся не только внешне, не только наше физическое здоровье, например, меняется к лучшему, или, хотя бы, не ухудшается. А мы меняемся внутренне. Тогда, действительно, все это было не зря.

Но даже после таких чудес, которые с нами происходят, все равно у нас остается та свобода воли, которая у нас была. И если мы не хотим жить по-хорошему, то мы и не будем, а Господь не будет нас к этому принуждать. Он будет нам как-то показывать, советовать, что надо как-то изменить свою жизнь, собственно, такие неприятные приключения в нашей жизни — это одна из форм советов и очень распространенная.

Но советы, они на то и советы, что их можно не послушаться. Если мы их не послушаемся, то кому мы сделаем хуже? Только самим себе. Так, к сожалению, и бывает, что некоторые люди, которые могли бы умереть в грехах, но покаялись вроде, попросили у Бога еще один шанс и его получили и не умерли тогда, потом умирают в еще худших грехах. Потому что не на пользу употребили свою жизнь.

Конечно, надо нам как-то по-другому, надо нам вспомнить, что то, что мы просто живем в данный момент — это уже милость Божия. И многие, наверное, могут вспомнить, что были у них в жизни случаи, когда они могли умереть или оказаться в каком-то гораздо худшем положении, чем сейчас, однако этого не произошло. И мы можем с теми или иными силами, пусть и с небольшими силами, и в храм прийти и помолиться, и можем как-то еще содействовать спасению своей души. Это надо делать.

На самом деле мы можем и даже должны молиться Богу, молиться его святым угодникам, молиться святителю Николаю о том, что в нашей жизни является очередной трудностью, со всем этим мы должны приходить к Богу. Но мы это должны делать не как язычники, не как наши современные язычники, которые ходят к разным магам и экстрасенсам и хотят за умеренную плату получить какие-то блага, а должны именно как православные христиане всего этого просить, то есть для того, чтобы мы это получили и смоли этим воспользоваться во благо, а не во вред. А если мы не сможем этим воспользоваться во благо, то мы должны понимать, что лучше нам этого и не получать.

Лучше нам умереть раньше, чем пожить больше и нагрешить больше, или лучше нам не иметь здоровья, чем если бы мы использовали это здоровье только для того, чтобы грешить, а лучше мы помолимся, лучше над нами исполнится хорошая русская пословица “бодливой корове Бог рог не дает” для того, чтобы это было нам полезно. Потому что пока мы болеем, мы не отвлекаемся на какие-то глупости, мы можем помолиться спокойно, потому что и больной человек может помолиться, а если он не может нести какие-то подвиги, так и ладно. Пусть он свою болезнь терпит. Этого вполне достаточно и даже более чем.

И тогда, в любом случае, будет нам польза, если мы будем понимать, что все, что мы хотим житейское, мы должны хотеть только лишь для того и только лишь в тех пределах, в которых полезно это получить для нашего внутреннего исправления. И с этим мы и будем молиться святителю Николаю.

Аминь.