Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Обрезанием Господь дал впервые понять, что Он будет подчиняться всем постановлениям Ветхого Завета; благодать приходит только к тому, кто исполняет Закон; в своей личной эволюции мы должны повторить то, что произошло с человечеством: сначала —Закон, потом — благодать; церковная дисциплина во всех ее отношениях — это именно ветхозаветный Закон, который нужен каждому из нас, чтобы измениться и принять благодать; св. Василий Великий долгое время тяжело болел, однако руководил Церковью; после его смерти II Вселенский собор признал правоту Василия Великого и принял те правила, которые он предлагал в свое время, и за которые от него отвернулось большинство православных; во времена св. Василия православные много терпели от еретиков и друг от друга и постоянно друг друга не признавали; когда с нами происходит что-то плохое, то утешение мы можем находить в житиях святых, которые тоже такое претерпевали и еще и хуже претерпевали, а мы, может быть, хоть немножечко к ним приблизимся; стараться подражать тем святым, которые жили в похожих на наши обстоятельствах и гораздо худших.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем двойной праздник — Обрезание Господне и память Василия Великого. Память Василия Великого совершается сегодня потому, что это день его блаженной кончины, а память Обрезания Господня совершается сегодня потому, что Господь был, как и было положено по закону, обрезан на восьмой день после рождения, а если мы празднуем Рождество Христово 25 декабря, то, значит, Обрезание получается сегодня — 1 января. Если бы мы праздновали Рождество Христово, как это и бывало в истории Церкви, в другие дни, то, соответственно, это все равно было бы на восьмой день.

Обрезанием Господь дал впервые понять, уже на восьмой день своей жизни, что Он будет подчиняться всем постановлениям Ветхого Завета. Об этом потом Он сам скажет так, что Он пришел не разорить Закон, а исполнить.

Вот многие считают, что если мы христиане, то Ветхий Завет для нас уже кончился, а все должно быть по Новому Завету. Особенно любят так говорить те, кто считает, что это фарисейство, когда в нашем истинном православии мы стремимся к точности соблюдения канонов, или каких-то обрядов, или каких-то стеснительных норм. Они считают, что это все неважно по сравнению с благодатью. И они совершенно правы, это все, действительно неважно по сравнению с благодатью.

И вот многие, если и не совсем соглашаются с такими рассуждениями, то теряют внутренний покой из-за этого. А надо понимать, что эти рассуждения ложные. Поэтому что благодать приходит только к тому, кто исполняет Закон. И если мы родились тогда, когда благодать уже пришла в этот мир, то это не значит, что в своей личной эволюции мы не должны повторить то, что произошло с человечеством: сначала —Закон, потом — благодать. Сначала — менее важное, но более понятное, и только потом мы сможем принять более важное, но и более непонятное. Потому что отличить, что по благодати, а что — по прелести, внешним образом нельзя. А для того, чтобы иметь духовное различение, нужно измениться по сравнению с тем, какими мы все бываем, когда только приходим в Церковь. И даже если мы были бы какими-то особо безгрешными, — естественно, обычно этого нет, — нам нужно было бы измениться для того, чтобы принять благодать.

А как же нужно измениться для того, чтобы принять благодать? А вот так — подчиняться церковной дисциплине. Церковная дисциплина во всех ее отношениях — это именно ветхозаветный Закон, который нужен каждому из нас. В этом смысле Христос и говорит, что слушайте фарисеев, что они говорят, не делайте так, как они делают, потому что они сами не исполняют Закон. Но когда они что-то говорят из Закона, то они это говорят правильно, и неважно, что сами они этого не делают, а вы это делайте.

И Он это говорил не для того, чтобы кого-то поработить Закону, как пытались это делать фарисеи и другие законники того времени. Например, мы прекрасно помним, как Он в глазах этих самых фарисеев “разорял субботу”. На самом деле, не разорял, а исполнил, потому что Он тем самым объяснял, как правильно соблюдать ветхозаветную заповедь о субботе. Он, однако, не говорил, что ее вообще не нужно соблюдать. Так же и сейчас в Церкви мы должны подчиняться церковным правилам: и тем, которые касаются постов, и тем, которые касаются богослужений, и тем, и это даже прежде всего, которые касаются нашей повседневной жизни. И только тогда, если мы подчиним себя Закону, в ту меру, в которую мы сможем, тогда будет и благодать, даже в том случае, если подчинение Закону будет недостаточным, в основном это будет нарушение Закона, но мы при этом будем стараться все-таки его исполнять. Потому что намерение такое — исполнить Закон — приемлется Богом.

А полностью исполнить Закон и в Ветхом Завете, то есть в те времена тоже почти никто не мог. Редчайшими исключениями, кроме самого Господа нашего Иисуса Христа, являются Богоматерь, и Церковное Предание говорит еще про некоторых людей, особенно про Иоанна Крестителя. Поэтому мы понимаем, и сегодняшнее богослужение нам тоже об этом говорит, насколько важно нам соблюдать Закон.

А память святого Василия Великого нам тоже о многом говорит о том, что для нас — христиан, живущих в разные эпохи борений, — особенно близко и понятно. Святой Василий Великий умер не таким уж старым в 379 году. И он умер после очень продолжительной болезни. В течение десяти лет, а, может быть, и больше, он писал в письмах своим друзьям, что он ожидает смерти себе постоянно, потому что уж очень он изнемогает. Тем не менее, хотя он и не выздоравливал, — он так и продолжал изнемогать, — но жил он достаточно долго и не просто жил, и не только писал письма, которые сейчас с духовной пользой мы можем читать, а он руководил Церковью. И не только своей епархией, а именно, практически, всей Церковью в значительной ее части. И не тогда, когда надо было просто поддерживать течение дел, а дела сами текли хорошо, а тогда, когда они текли крайне плохо.

Когда всюду было торжество ереси, расколы между православными, всеобщая подозрительность, а из-за этой подозрительности даже те, кто были православными, друг друга не признавали, а разрывали друг с другом общение — совсем как сейчас. Василий Великий умер как раз в тот период, когда большинство православных с ним самим разорвали общение, потому что подозревали его в симпатиях к очередной ереси, которой он совершенно не симпатизировал, но он просто предложил более мягкий и более эффективный способ принятия в Церковь тех, кто из этой ереси обращается. Спустя пару лет после его смерти состоялся IIВселенский собор, который принял именно те правила, которые Василий Великий предлагал в свое время, но за которые от него все православные отвернулись. То есть прошло еще какое-то время, совсем небольшое, — но на земле он уже этого не застал, — и вся Церковь признала его правоту и приняла его правила.

Если же читать его письма, а из них лучше всего видна его биография, — жития Василия Великого того времени нет, а есть только надгробное слово Григория Богослова, сказанное о нем, но это не биография, а лучшей биографией являются его письма — то видно, в какой обстановке он жил, и как она напоминает нашу. Как много всякого нечестия, как много всяких еретиков, и как много людей, которые вообще никакого отношения к Церкви не имеют, но, тем не менее, большую пользу приносят православным. Например, он своего учителя, по-нашему выражаясь, университетского, ритора Либания, всю жизнь любил, переписывался с ним, а Либаний до конца жизни так и оставался язычником, и вообще в это время еще много оставалось язычников. Но не так от язычников терпели различные притеснения православные, как от еретиков и, в первую очередь, ариан, а во вторую очередь, и тоже немало, друг от друга.

И вот это мы сейчас и видим в Православной Церкви. Потому что истинно-православные, которые все имеют одну и ту же веру, которым, на самом деле, нечего делить,тем не менее, они находят, что делить, находят, чтобы не быть друг с другом в общении. Не надо думать, что это какая-то особенность нашего времени, что сейчас какие-то люди нечестивые, или вообще кто-то отпал от Церкви. Нет, всегда у нас люди такие, какие они есть. А они вот такие, да.

Я сейчас сказал “они”, но, конечно, надо сказать “мы”, потому что мы же тоже ничем не отличаемся. Но и они, и мы, можем над собой работать, если будем иметь перед глазами пример святых, которые тоже надсобой работали, — это же не даром им далось, и это даже не всем святым далось, но, тем не менее, они старались и привели Церковь к единству, хотя не все из них застали это единство в земной жизни. Повторю, что Василий Великий умер, когда еще этого единства не было. Но когда оно через пару-тройку лет было достигнуто, то и тогда не всем стало хорошо, потому что Григорий Богослов именно тогда был отправлен на покой и перестал быть епископом Константинопольским, потому что не справлялся с работой, как оценили его большинство епископов и император православный. Сам он себя оценил совершенно иначе, он считал, что его просто подлым образом выбросили с кафедры совершенно недостойные люди. Вот такие бывают вещи в истории Православной Церкви.

Но нам надо не унывать от того, что с нами происходит то же самое, а, наоборот, радоваться. Потому что какие глупости с нами происходят, и чем они глупее и безобразнее, тем больше утешения мы можем находить в житиях святых, которые тоже такое претерпевали и еще и хуже претерпевали, а мы, может быть, хоть немножечко к ним приблизимся. Поэтому нас особенно вдохновляют такие жития,казалось бы, довольно беспросветные, как житие празднуемого сегодня Василия Великого. Но, конечно, на самом деле, оно не беспросветное, а у него была богатая жизнь. Прежде всего, богатая духовно, во-вторых, богатая интеллектуально, а, в-третьих, богатая друзьями, хотя по временам ему казалось, что все его оставили, и никого вокруг нет, то есть и с друзьями тоже не всегда удавалось поддерживать общение, но, тем не менее, в целом, удавалось, и по письмам его это очень заметно.

Поэтому будем стараться подражать тем святым, которые жили в похожих на наши обстоятельствах и гораздо худших.

Аминь.