Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Воздвижение — когда святая Елена, мать императора Константина, нашла подлинный Крест Господень; однако почитание Древа Крестного существовало еще раньше; и еще до того, как Христос пострадал на Кресте, в Ветхозаветной Церкви было почитание Креста; праздник Воздвижения почитался в древней Церкви как вторая Пасха; в древности крест носили в виде татуировки на лбу или на плече, или еще где-нибудь, или его выжигали железом; мы должны помнить, что мы всегда носим на себе святыню — крест, в котором пребывает Бог; крест никогда не положено освящать, наоборот, им все освящается; все грехи прощаются, кроме нераскаянных.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, когда празднуется одно конкретное историческое событие — когда святая Елена, мать императора Константина, нашла (“обрела” означает “нашла”) подлинный Крест Господень, и руками архиерея, епископа Иерусалима, он был выставлен для поклонения.

Но само это событие предшествовало уже бывшему почитанию Креста. И, вероятно, Крест обрели именно в этот день, чтобы в это время установить ради него праздник, потому что еще раньше в Иерусалиме у каких-то общин практиковалось почитание частей древа Креста Господня, и самое первое обретение святого Крестасостоялось при жене императора Клавдия Протонике в I веке, согласно, по крайней мере,древним легендам иерусалимским. И, видимо, Крест еще тогда разделили на несколько частей, и никогда уже он не был целым.

Сегодня такой день, когда мы почитаем не просто само событие распятия Господа и все, что связано с ним. Тот день, когда Церковь делает акцент на этом в церковном почитании, это, конечно, Великая Пятница. А сегодня, когда, разумеется, много похожего с богослужением Великой Пятницы, хотя и вспоминается то же самое, о том же самом читается Евангелие, но все-таки акцент сделан иначе — на самом по себе почитании Креста.

А что же такое крест сам по себе? Дело в том, что Христос потому и пострадал на кресте, что крест не был таким пустым и ничего не значащим символом. Иногда говорят, и даже не с какой-то плохой целью, а по неведению, что это было в Риме позорное орудие казни (что, вообще-то, правда), и после того, как Христос на нем пострадал, мы стали его почитать.

Это, вообще-то, правда, но далеко не вся правда, и даже не самая главная ее часть. Самая главная ее часть заключается в том, что еще до того, как Христос пострадал на кресте, в Ветхозаветной Церкви было почитание креста. И об этом тоже говорит богослужение, и особенно сегодняшнего праздника, причем приводит еще всякие древние-древние примеры, начиная со знаменитого ирмоса сегодняшнего: “Крест начертав Моисей…”. Как же он начертал крест? Когда он прямо перед собой, взмахнув жезлом, Чермное море, то есть Красное море, пресек, и тогда море расступилось, то таким образом была вертикальная линия им прочерчена. А когда все прошли, то он, как сказано в сегодняшнем песнопении, “ударив совокупи” море поперечным движением жезла, то есть получился крест.

Но это, конечно, еще очень туманные прообразования креста были в Ветхом Завете. Но были и более прямые. Прежде всего, это тот знак, который нужно было нарисовать на пороге дома, для того, чтобы ангел-губитель не прошел и не погубил всех, кто там находился. Первоначально такой знак рисовали во время Исхода иудеи, потому что в тех домах, где не было такого знака, ангел-губитель погублял первенца — это была одна из самых главных казней египетских. Но уже в книге пророка Иезекииля говорится о том, что аналогичные знаки будут рисоваться уже в конце света, когда по ним будет определяться, кого отбирать для жизни вечной, а кого для вечной гибели. Вот там этот знак ясно определяется как знак креста. Хотя в греческом переводе Библии, в Септуагинте, стоит просто слово “знак”, но в еврейском тексте стоит название буквы тав — последней буквы еврейского алфавита, которая тогда писалась в виде креста. И мы действительно видим, что и в надписях раннехристианских есть такое почитание креста, связанное с буквой тав.

Поэтому символ креста очень важен сам по себе, и он почитался в Ветхозаветной Церкви и был символом спасения, что, кстати, видно из того, что произошло и при исходе Израилевом из Египта и, в частности, при переходе через Чермное море. Но особенно, конечно, он стал почитаться после того, как пророчества о том, как может быть спасение через крест, наконец-то исполнились во Христе Иисусе.

И потому сегодняшний праздник, он не только по древнему церковному уставу был как вторая Пасха, в осеннюю часть года, но в Иерусалиме он даже тоже носил название “Пасха”. Два праздника Пасхи получалось: та, который весной, и та, которая сегодня. Вот такой это важный праздник, и настолько важно само по себе почитание креста.

А что же это означает в нашей повседневной жизни? Как мы хорошо понимаем, — и это понимают даже далекие от Церкви люди, и в этом они совершенно правы, — христиане должны на себе носить изображение креста. В нашей обычной практике, которая в последние столетия во всех христианских странах более или менее одинаковая, это означает, что мы на шее носим крестик. Но в древности бывало по-разному. Чаще этот крестик носили не на шее, а в виде татуировки на лбу или на плече, или еще где-нибудь, или его выжигали железом и так вот даже ходили (например, с крестом, выжженным железом на лбу). И такое ношение на себе крестов сохранялось до недавнего времени, а отчасти и до сих пор, в таких отдаленных регионах христианского востока, как Эфиопия.

Но как бы то ни было, надо всегда носить на себе крест. Что же это означает? Конечно, если мы об этом забываем и для нас это означает просто народный обычай, то правильнее было бы сказать, что для нас это не означает ничего. И не надо тогда думать, что мы получим какую-то защиту и укрепление от того, что носим крест, потому что если мы сами так им пренебрегаем, то мы получим, скорее, только осуждение. Нося на себе всегда святыню и занимаясь при этом чем-то совершенно неподобающим, и будучи мыслями своими далеки от святыни, а интересами устремлены неизвестно к чему, конечно же, мы не должны думать, что эта святыня будет нам помогать. Наоборот, мы оказываемся виноваты тем, что погрешаем против святыни, еще и святотатством каким-то, возможно, погрешаем, каким-то оскорблением святыни.

Но, конечно, не для того, чтобы погрешать против святыни, мы носим на себе крест. А для того, чтобы вспоминать и подражать Тому, Кто нес Свой крест, и Тому, Кто предложил всем идти за Ним, взяв свой крест. И, конечно, это не для того только, чтобы вспоминать, а для того, чтобы, действительно, иметь Его помощь. Потому что, конечно, когда мы вспоминаем, это нам помогает, это нам помогает, возможно, удержаться от каких-то грехов и выбрать что-то правильное в своей жизни, это все необходимо и хорошо, но недостаточно. Для того, чтобы было достаточно, нужна еще помощь Божия, а она непременно будет, если мы действительно будем к ней обращаться.

Мы должны помнить, что у нас всегда на себе святыня. И даже если так получилось, что внутри нас святыня, которая должна быть, утеряна, если мы своими грехами отлучили сами себя от Церкви, а это очень может быть, потому что недаром в молитве исповеди говорится: “соедини его Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви”, — то надо обратно вернуться к покаянию. А покаяние должно быть к Богу, а обрести Бога, даже если мы потеряли Его внутри себя, нам особенно удобно и легко, потому что в кресте Он всегда пребывает.

Поэтому крест — это такой символ, который даже освящает все другое. Крест никогда не положено освящать. Есть такой обычай, который распространился чуть ли не в последние сто лет, его бы, наверное, еще в XVII веке, не говоря о более раннем времени, посчитали еретическим, — освящать крестики. Освящать крестики совершенно не надо, наоборот, изображением креста освящается все. Даже святая вода, которой принято освящать крестики, она как раз крестом освящается, изображением креста, хотя она может и по-другому тоже освящаться, но чаще всего мы именно так освящаем святую воду.

Обычай омывать кресты в святой воде восходит как раз к сегодняшнему чину, который мы совершили, к чину Воздвижения. Он имеет глубокое и разнообразное значение и связан, в частности, с тем, что когда было прободено ребро Христово, то “изыде кровь и вода”, — там сказано не просто “кровь”, но и “вода”, чего не должно было бы быть по законам физиологии и анатомии, но это произошло.

Поэтому мы должны помнить, что мы носим на себе великую святыню, и, таким образом, освящающая благодать Божия всегда нам близка, даже если мы внутренне ее отринули какими-то грехами. Поэтому мы всегда можем и должны покаяться. Если мы каемся в том, что замечаем за собой отпадение, то тогда, конечно, покаяние наше будет принято, потому что мы знаем, что все грехи прощаются, кроме одной категории грехов, которые совершенно никогда не прощаются. В эту категорию входят грехи, со стороны кажущиеся и мелкими, и крупными, и какими угодно — все входят одинаково, но их объединяет то, что это грехи нераскаянные. Если же мы каемся в грехах, то обязательно будет прощение. Не обязательно — сразу, не обязательно — легко, но обязательно будет.

Вот в этом и состоит наша христианская жизнь. Потому будем помнить, что сегодняшний праздник — это праздник креста, а жизнь наша, она вся строится с крестом, потому что мы никогда с крестом не расстаемся, если мы христиане и носим его сами не своем теле. Будем почитать эту святыню, почитать Бога, и получать тем самым благодать от Бога через эту святыню.

Аминь.