Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Cвятая вода – это не только символ очищения, это еще и крещение покаяния, крещение Иоанна Предтечи и память о крещении Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна, которую мы сегодня и совершаем; мы должны молиться, когда употребляем эту воду – пьем ли мы ее, или окропляем помещения, в которых мы живем или работаем; чтобы быть христианином, недостаточно креститься и иметь веру в душе; всю свою жизнь нужно рассматривать с точки зрения грех это или нет, исполнение это заповеди или нарушение; начать исправляться нужно с того, чтобы перестать ругаться с кем-то и обижаться на то, что кто-то чего-то не дал, даже если вроде бы по мирским законам он неправ; нужно начать молиться, начать следить за собой, меньше делать гадостей; после этого нужно постараться приходить в церковь, когда я могу прийти; польза от святой воды будет только тогда, когда человек будет стремиться к христианской жизни.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Богоявления, о котором у нас в народе очень много знают – почти столько же, сколько о Пасхе. Может быть, даже и больше, потому что на Пасху в храмы приходит меньше людей, чем на праздник Богоявления. Но это потому, что на праздник надо нести самим куличи, чтобы освятить, и за счет этого такие толпы на Пасху собираются, а на Богоявление — за счет того, что люди, которые в другое время никогда или почти никогда не бывают в церкви, приходят за святой водой.

Действительно, в храмах раздается святая вода всем желающим. И вот для того, чтобы понимать, чего мы желаем – желаем ли мы, действительно, того, что раздается, — надо понимать, что такое святая вода и зачем она нужна.

В богослужении, которое сегодня совершалось, и особенно в чине освящения воды, который только что был совершен, постоянно говорится об очищении, потому что вода является главным символом очищения. Конечно, святая вода – это не только символ очищения, это гораздо значительнее. Но все-таки очищение прежде всего, потому что вода очищает. О ней сказано пророком: “Измыйтеся, и чисти будете”, — то есть “омойтесь, и станете чистыми”.

Именно поэтому вода была принята для крещения еще в Ветхом Завете: еще крещение покаяния, крещение Иоанна Предтечи, откуда дальше следовало уже и христианское крещение и святая вода — память о крещении Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна, которую мы сегодня и совершаем.

Итак, очищение. Если то, ради чего мы хотим взять домой святую воду, можно назвать очищением, то тогда это хорошо, и святая вода будет использована по назначению. Но если нет, то тогда, конечно же, нет. Любой, наверное, человек скажет, что он хочет взять для каких-то хороших целей, и он назовет это очищением. Но надо понимать не то, что он или я назовем тем или иным словом, а что Церковь имеет в виду, потому что только в Церкви можно получить эту воду, только там она, если можно так сказать, делается.

Если там она делается, то только там и можно узнать, для чего она делается и как с ней обращаться. Вот она делается для очищения, но для очищения того, которое является очищением духовным, именно в христианском, то есть духовном смысле слова, а не в каком-нибудь другом. А это значит, что мы должны молиться, когда употребляем эту воду – пьем ли мы ее, или окропляем помещения, в которых мы живем или работаем, — чтобы нам очиститься или очиститься тем, кто, так или иначе, будет причастен к этой воде.

Что же это такое – очищение? Конечно, это очищение от грехов. Очищение подразумевает, что наша жизнь должна стать христианской в большей степени, чем она является сейчас. Если мы, христиане, исполняем все, что только мыслимо исполнять, даже если бы это было возможно, то все равно нам было бы куда совершенствоваться. Поэтому все равно это было бы для нас актуально.

Если спросить здесь присутствующих, православные они или нет, они ответят, скорее всего, что православные, потому что иначе бы сюда и не пришли. Тем не менее, в основном эти люди оказываются не христианами. Тот, кто просто был когда-то там крещен, в младенчестве или во взрослом возрасте, неважно, но потом имел только какую-то “веру в уме” во что-то, он не является христианином. Это условие, безусловно, необходимое, но не достаточное.

Да, нужно иметь веру в душе, без этого вообще ничего не будет, нужно креститься, то есть чтобы над тобой был совершен обряд крещения, который бывает один раз в жизни – все это хорошо, но само по себе это бесполезно и может быть даже и вредно, потому что если мы что-то не употребляем по назначению, то тогда оно само употребляется во вред.

А когда же польза будет? Тогда, когда мы будем исповедоваться и причащаться регулярно; когда мы будем всю свою жизнь подвергать именно этой оценке, христианской; когда мы будем понимать, что мы делаем так, а что не так не с точки зрения “нам выгодно” или “нам приятно”, а с точки зрения грех это или нет, исполнение это заповеди или нарушение.

Как правило, ничего нельзя сделать в жизни, чтобы это нельзя было отнести к исполнению или нарушению заповеди. В этом смысле, все является либо исполнением, либо нарушением. Конечно, некоторые случаи не очень ясны, но чаще всего очень все понятно. Для чего мы делаем то или иное? Просто для своего удовольствия? Или для того, что бы хоть кому-то немного помочь? Это уже лучше.

Но если в нашей жизни есть христианская задача, то тогда, прежде всего, для того, чтобы избавиться от грехов. Если мы этого раньше никогда не делали — не причащались и не исповедовались, — то надо начать исповедоваться и причащаться. Но надо ко всему подходить постепенно, чтобы все получилось правильно. Надо начать с того, чтобы просто поставить себе задачу: да, я сейчас не исповедуюсь и не причащаюсь, но это неправильно, я над этим буду работать, я это в своей жизни буду исправлять и постараюсь жить так, чтобы начать так делать.

И вот надо начать делать что-то такое, что еще не будет причастием и исповедью, но что мне поможет впоследствии начать причащаться и исповедоваться. Что же это может быть? Первое и главное – перестать ругаться с кем-то и обижаться на то, что кто-то чего-то не дал, даже, если вроде бы по мирским законам он неправ. Тут лучше так откупиться, потому что в жизни очень много вещей, в которых мы сами неправы, но нас за это никто не наказывает, нам это дело сходит с рук.

И вот то, что сейчас сходит с рук, на том свете очень плохо аукнется. Чтобы этого не дожидаться, надо принимать те наказания, которые как бы незаслуженно на нас накладываются, потому что по сути это те наказания за то, что мы делали что-то плохое в другой ситуации. Лучше исправляться сейчас на этом свете, чтобы не было плохо на том.

Следющее, что необходимо делать – это начать молиться утром и вечером по чуть-чуть. Это несложно. Кто-то знает молитву “Отче наш” — прекрасно! Прочитайте утром, прочитайте вечером по одному разу. Кто не знает, тот пусть читает по молитвослову, пока не запомнит ее наизусть, или пусть читает короткую, которую знает. Самая короткая молитва, которую знают абсолютно все, это молитва “Господи, помилуй”. Не может быть такого, что кому-то это слишком длинно или долго. Если эту молитву сказать внимательно, то уже будет изменение жизни.

Это самое первое и главное – начать молиться, начать следить за собой, меньше делать гадостей. Второе – это постараться приходить в церковь, когда я могу прийти. Хоть не на много, просто постоять и помолиться. Третье, и на этом я и остановлюсь – это, действительно, начать готовиться к причастию. Постараться записать, какие у меня в жизни главные грехи, потому что это почему-то очень хорошо забывается.

Мы вообще обычно забываем про себя то, что нам неприятно и что помнить не хотим. Поэтому трудно готовиться к причастию еще и из-за этого. Поэтому надо стараться записать каждый такой случай, в чем был наш грех.

Вот скоро у нас будет Великий пост. Надо постараться, чтобы во время Великого поста первый раз прийти и исповедоваться. Это будет очень хорошо, а Великий пост начнется через три с небольшим недели. Кто никогда не постился, может отложить до Великого поста, и попоститься хоть немного, когда он начнется. Не надо сразу поститься по уставу, потому что с первого раза даже для здорового человека это тяжело. Но хотя бы попоститься без мясного и молочного, это будет не тяжело подавляющему большинству людей. Можно поставить себе такую цель, если заранее готовиться, то тогда уже в Великом посту будет легче.

И если подвести итог моим словам сейчас, то надо сказать, что воду святую брать надо. Хорошо сделали те, кто пришел за ней, хорошо, что ее возьмете, но надо, чтобы еще была польза. А польза будет только, если человек ее будет правильно употреблять. Если он будет ее употреблять, стремясь очиститься, то он будет очищаться. Если будет стремиться к чему-то другому, то неизбежно будет загрязняться, портиться. Будет только вред ему от этой святой воды. Поэтому возьмем ее все на пользу.

Аминь.