Св. Даниил — забытый святой, а когда-то он был так же известен, как теперь св. Николай Чудотворец. Помощь св. Даниила императору Зинону. История Кира Панополитанского. История “Энотикона” Зинона. Причина умаления памяти св. Даниила после смерти императора Анастасия. Надо почитать память св. Даниила, чтобы легче было разбираться в современной истории.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память великого, но наполовину забытого святого — Даниила Столпника. Нельзя сказать, что он совсем забыт, потому что он есть в нашем церковном календаре, но память его совершается далеко не так торжественно, как это было когда-то, и сейчас уже многие не знают, кто это такой был, разве что те, кто знает, кто такие вообще были столпники. Преподобный Даниил жил в V веке, когда подвиг столпничества только что появился, появился он сначала в Сирии, где все узнали об этом через подвиг святого Симеона Столпника старшего; но вскоре этот обычай распространился и за пределами Сирии, и около самого Константинополя в 462 году взошел на столп Даниил Столпник. Прямо в ближайшем пригороде Константинополя стоял его столп, где он простоял более 30 лет, до самой своей смерти в 496 году. И все это время он находился вблизи столицы Империи и был, конечно, очень широко известен всем людям. Если даже в глухих местах Сирии, где селились столпники, всегда бывали паломничества, и эти места становились своеобразными столицами христианского мира, то что говорить о Константинополе, который и без того был столицей! Конечно, туда приходили все со своими нуждами, у кого какие были. И поэтому Даниил Столпник тоже был таким народным святым, как святитель Николай и святой Иоанн Кронштадтский. Потому что в основном, конечно, к нему люди приходили со своими житейскими нуждами, и он помогал им в житейских делах и исцелял их болезни для того, чтобы обращать их к небесному.
Среди людей, получивших от него помощь в житейских делах, были не только люди простого звания, но и вельможи, и придворные, и сами императоры, которые в то время правили. В основном это был император Зинон, а потом император Анастасий, причем император Зинон имел очень большую нужду в святом Данииле Столпнике, даже если говорить только о житейском, потому что его пытались свергнуть, и святой Даниил его утешал, чтобы он не отчаивался и не отрекался от власти, а держался своего; и действительно, императора Зинон удержал власть. А у другого царедворца, который был еще и великим поэтом, может быть, одним из самых великих поэтов своего времени, Кира Панополитанскго, святой Даниил исцелил дочь, которая уже умирала, и Кир сделался его духовным чадом. Впоследствии Кира очень своеобразно наказали — его сделали епископом очень глухого города, который отличался тем, что предыдущих троих епископов, которых туда назначали, жители города очень быстро убивали. И, собственно говоря, назначение Кира туда было сделано в надежде, что и его тоже убьют. Действительно, его встретила при въезде в город толпа народа и требовала, чтобы он сказал проповедь на Рождество Христово — как раз тогда был праздник, — из которой бы они увидели, убивать нового епископа или нет, в зависимости от того, православную он скажет проповедь или нет. Причем все это не является какими-то вымыслами агиографов, а такая историческая правда, которая выяснена историками. И тут Господь надоумил Кира сказать рекордно короткую проповедь на Рождество Христово, только из одной фразы: “Мужи братие, Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молчанием да почтится, ибо только слушанием зачалось во Святой Деве Божие Слово, Ему же слава во веки веков, аминь”. И жителям города эта проповедь неожиданно понравилась, гнев их пременился на милость, и пока Кир не мог вернуться в Константинополь, он оставался епископом того города, лет десять или меньше. Потом, когда политическая обстановка изменилась, Кир сразу же оставил епископский сан, с благословения святого Даниила Столпника, потому что сан был принят им насильно, а Кир епископом быть совершенно не хотел. Но к придворной жизни Кир уже не возвратился, а жил по-монашески. И вот, такие были чада духовные у святого Даниила.
И еще император Зинон в это время, именно с благословения святого Даниила Столпника, а не как-то иначе, придумал, как примирить — и в какой-то степени это удалось — сторонников и противников Халкидонского Собора; можно, конечно, сказать: православных и монофизитов, — но это неправильно, потому что среди сторонников Халкидонского Собора были не только православные, но и те, кто анафематствовал Нестория, но по сути дела придерживался его учения, а среди противников Собора были тогда очень многие православные. Тогда император Зинон издал в 482 году свой эдикт под названием “Энотикон”, т.е. “Объединительный”, в котором анафематствовались крайние ереси Нестория и Евтихия (Евтихий был также осужден на Халкидонском Соборе), но о самом Соборе просто ничего не было сказано. Таким образом император как бы вернул Империю и Церковь в то положение, которое существовало до Халкидонского Собора. И действительно, довольно долгое время эта политика приносила успех, где-то до 503 года. А потом император Анастасий, который при жизни святого Даниила Столпника и несколько лет после его смерти слушался его заветов, в конце концов, отступил от православной позиции и опять стал насаждать монофизитство, “Энтоникон” был истолкован в монофизитском смысле, и опять пошли всякие расколы, и император Анастасий, который, как и многие императоры, бывшие язычниками или еретиками, был хорошим правителем в административном смысле, плохо кончил — умер, не оставив наследника, и к власти пришли представители новой династии, которые были православными. Юстин I, который до того был конюхом, стал императором, и его прошлое послужило к его чести, потому что он “из грязи пробился в князи” и был православным; а вот, например, императору Льву III, который попал в императоры из свинопасов, но стал еретиком, его прошлое служило в обличение. В Византии мог стать императором кто угодно, представитель любого социального слоя.
Вот в такое бурное время жил святой Даниил Столпник, и для многих, если не для всех сколько-нибудь тянувшихся к православию людей он был таким вот якорем, который помогал решать и внутрисемейные проблемы, и большие государственные и общецерковные вопросы. Потому что политика императора Зинона, выразившаяся в принятии “Энотикона”, безусловно, была оправдана и принесла хорошие плоды. Вот, конечно, в то время святого Даниила очень почитали, и когда он умер, его почитали во святых. Он знал, что это произойдет, и потому завещал, чтобы его похоронили над мощами святого пророка Даниила и трех отроков, которые как раз в то время были перенесены в Константинополь, — и это было следствием не его гордыни, а наоборот, смирения, потому что он знал, что при его гробе будут совершаться чудеса, и он хотел, чтобы все они были приписываемы древнему святому, пророку Даниилу, а не ему. И конечно, поначалу святого Даниила Столпника очень почитали. Но когда император Анастасий истолковал “Энотикон” Зинона в монофизитском смысле, а потом церковную политику императора Анастасия отвергли, почитание святого Даниила сошло если не на нет, то до минимума. И хотя никто не дерзнул провозгласить, что он не святой, и почитать его продолжали (иначе мы сейчас и не знали бы о нем), но уже далеко не так, как раньше.
А зачем нам в наше время вспоминать такие вот уроки церковной истории? Из них мы видим, как история может поворачиваться, и для современников и ближайших потомков святыми оказываются не те, кого почитали раньше. И в наше время уже трудно даже представить, насколько велика была фигура святого Даниила Столпника для VI века, но, тем не менее, надо стараться это сделать. Потому что если мы сделаем это для того времени — а это не так трудно сделать, только надо читать соответствующие книжки, — то нам будет легче сориентироваться и в нашей современной истории ХХ века, о которой мы знаем больше всяких фактов, но зато у нас много предрассудков, которые мешают нам сориентироваться правильно. Молитвами святых древнего и нового времени да подаст нам Господь последовать по их стопам. Аминь.