Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии притчу Господню, которая иллюстрирует прошение из молитвы Отче наш «и остави нам долги наши, якоже  и мы оставляем должником нашим». Притча была о том, что некий должник очень просил своего кредитора, чтобы тот его не продавал в рабство вместе с его домочадцами, а потерпел на нем. И тот простил ему долг, а он потом встретил человека, который был должен ему гораздо меньшую сумму, но он его не простил, посадил в тюрьму.

Надеюсь, все помнят эту притчу. О чем она говорит? Она о том, чего не надо делать, и, наоборот, о том, что очень надо делать. Чего не надо – тут наиболее понятный смысл и наиболее важный. Он касается нас постоянно и ежедневно в нашей  жизни. Сколько раз мы слышим плохое сами от себя, в самих себе, в своих внутренних рассуждениях, и это самое безобразное, что может быть – «вот как же так он со мной поступил, вот он же сделал то и вот это». Для нас это является обоснованием изменения отношения к этому человеку.

Конечно, если речь идет об основных рабочих качествах, о том, насколько ему можно доверять в деле, вообще в жизни, то, конечно, все эти вещи надо помнить, и выводы делать. Это само собой. Но никакой личной обиды на человека никогда не должно быть. А что значит отсутствие обиды? Оно проверяется не только тем, что я готов сам себе сказать, что у меня нет на него обиды, хотя и это тоже достаточно сложный критерий, которому тоже нелегко соответствовать.

А достаточным критерием является то, что когда возникает какая-то ситуация, что надо ему помочь безвозмездно, и может быть так, что он тебя по своему обычаю еще и проклянет или что-то плохое про тебя скажет, а ты все-таки помогаешь. Помогать надо всем, насколько это от тебя зависит. Это такая проверка – действительно ли мы простили тех, кто нас чем-либо обидел.

Это самый поверхностный смысл, но и самый необходимый, который надо держать в уме. Более глубокий смысл – о том, кто может спастись. Если почитать Евангелие, то, конечно, возникает та же мысль, что и у учеников: «кто же может спастись?». Есть ответ: «Невозможное человекам возможно Богу», — говорит Господь ученикам. Но как это возможно, почему и зачем – говорит нам, в частности, сегодняшняя притча, но и молитва Господня на это же указывает.

Мы не можем не оказываться в неоплатном долгу перед Богом, как говорит нам сегодняшняя притча о долгах своими терминами. Эти термины, как и всякие другие, являются неточными, их можно как-то неправильно понять, как все слова человеческие, но они вполне законны. Если говорить в этих терминах, то у нас не будет получаться не вгонять себя в неоплатные долги перед Богом.

Но есть альтернатива тому, чтобы их оплачивать: мы будем прощать долги, если люди нам на самом деле должны. Хотя мы вправе требовать их возврата, но мы этим правом не пользуемся. Мы сами не хотим справедливости в отношении других людей, мы хотим обращаться с ними по милости – и этим мы зарабатываем то, чтобы Господь с нами обращался милостиво, а не справедливо.

Как мы часто можем вспомнить о себе, едва ли не самое плохое, что с нами может произойти, это если Господь будет с нами обращаться справедливо. Поэтому нам нужна милость. Если нам самим нужна милость, то проявим ее в тех маленьких количествах, в которых жизнь нам дает ее проявить по отношению к разным людям. Надо понимать, что те люди, которые нам что-то должны, – что-то плохое сделали или не сделали, что обязаны были, — являются нашими благодетелями. Они нам позволяют собирать — конечно, при нашем желании, — тот самый капитал, которым мы оплачиваем свои неоплатные долги перед Богом. Я специально говорю на языке, не любимом интеллигенцией, – «искупление долгов».  Но этот язык все-таки есть, и он вполне хорош, только не надо его абсолютизировать.

И надо понимать, что все, что мы плохого делаем перед Богом, искупается покаянием. Но критерием покаяния и деятельным выражением покаяния является то, как мы прощаем грехи других по отношению к нам.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)