Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в преддверии Великого поста, мы слышали в Евангелии рассказ о Закхее. С этого Евангельского чтения, которое бывает в четвертое воскресение перед постом, начинается наша подготовка к Великому посту. Ничего великопостного в сегодняшнем богослужении еще не было, а вот это особое чтение было. Оно само по себе не великопостное, но оно нас располагает к посту. О чем это чтение?

Я не буду ничего пересказывать – надеюсь, все помнят, — а просто скажу суть. Суть в том, что к Богу можно обратиться моментально, в любой момент. И не только из какой-то более или менее приличной жизни, но из жизни крайне неприличной, которую вел этот Закхей. Все знали, что он грешник — он имел такую репутацию, и она была совершенно справедливой. Но он захотел обратиться и обратился.

Поэтому если человек, как и Закхей, сам по себе был когда-то христианином – Закхей был ветхозаветным христианином, но был очень плохим, а потом и вовсе отпал и вел уже жизнь не христианскую, — то все равно он потом может обратиться. Конечно, когда Иисус проходит рядом, то это удобный случай, но не надо преувеличивать это удобство, потому что подавляющее большинство тех людей, мимо которых Иисус ходил, которые Его видели, никуда не обратились – ни при земной Его жизни, ни после Воскресения.

Поэтому не надо думать, что вот если бы я жил тогда, то я бы тоже так обратился, даже если бы я жил так же плохо, как Закхей. Конечно же, скорее всего, нет, потому что очень мало кто тогда обратился. С другой стороны, если ты принадлежишь к числу тех немногих, кто хотел бы обратиться, то даже если ты живешь  в другое время, а не тогда, когда жил Закхей, — например, в наше, — то ничто тебе не мешает. Ты только к Богу обратись, и Он к тебе придет.

Как Он придет? Не физически в дом – собственно, нам это уже и не нужно, — а придет к тебе внутренне. А если мы говорим о христианстве, то и не просто внутренне, а придет в Святых Христовых Тайнах, в дом твоего тела и твоей души. Что это означает?

Это означает, что не только при особом грехе, как это было у Закхея, можно таким образом обратиться. Если мы еще недавно вели жизнь такую относительно благочестивую, старались жить по-христиански, а потом в последние недели или даже месяцы, или часы совершенно от этого отпали, то мы еще легче можем обратиться. Что для этого нужно?

Для этого нужно просто остановиться в том течении твоей жизни, которая есть. Конечно, надо остановиться в том, чтобы творить грех, но это как раз нереалистичный совет. Ты не понимаешь, где грех – где он начинается, где кончается в твоей жизни. Тем более, ты не понимаешь, как остановиться. Поэтому совет прекратить грешить вроде бы хороший, но на самом деле плохой, потому что нереалистичный.

А надо остановиться просто в жизни, перестать жить на какое-то время. И перестав жить, перестав заниматься вообще всем, чем ты занимаешься, не разбирая, что там греховное, а что не греховное, просто обратиться к Богу. Перестань жить и обратись к Богу.

Молодому поколению будет понятно, если я скажу так: надо перестать бегать, остановиться и «зачекиниться» – выйти в интернет с какого-то устройства. В духовном смысле у нас интернет есть всегда. В этом смысле всюду есть Wi-Fi, всюду есть такая возможность. И здесь не надо думать, что могут быть проблемы с провайдером или еще с кем-то. Эти проблемы раз и навсегда решены за нас. Нам надо только «зачекиниться».

Но, к сожалению, у нас это не получается на бегу. Поэтому надо остановиться. То есть перестать бежать, перестать заниматься тем, чем я занимаюсь, не разбирая дела на греховные и не греховные, а просто остановиться и обратиться к Богу. Это надо сделать всегда, когда мы чувствуем, что что-то не то. А как мы почувствуем, что что-то не то? Когда мы не обращаемся к Богу, когда мы Его забываем, то уже что-то не то. Если мы себя на этом ловим, то все – пора обращаться к Богу, пора останавливаться.

Конечно, есть и профилактические средства, например, перед тем, как начинать дневную свою деятельность, когда мы просыпаемся, перед тем, как мы идем спать, перед тем, как начинать какое либо дело, и после того, как завершили его – всегда надо молиться. Кроме того, надо ходить в церковь регулярно – это то, что нам напоминает, если мы сами не вспоминаем. Это каркас нашей жизни, это должно быть всегда. Если есть этот каркас, если есть скелет, то тогда на нем будет и сама жизнь.

Вообще говоря, человеческая жизнь подобна жидкости, просто разной степени вязкости. Если с ней ничего не делать, то она просто будет растекаться в лужу и стекать в канализацию – и все, больше ничего не будет. А надо, чтобы она как-то огустевала. Для этого нужен какой-то каркас, и этим каркасом является для нас ежедневное богослужение, а также и другие богослужения, которые бывают в недельном цикле и в течение года.

Вот вся эта богослужебная жизнь, начиная от нашего суточного ритма и кончая годичным, служит для нас таким каркасом. Если есть это, то в остальное время, в дырках, которые, конечно же, должны быть в каркасе, и должна быть вся наша остальная жизнь, в которой мы тоже должны обращаться к Богу. Но если этого не делать, то без вариантов – кончится наша христианская жизнь.

В других вариантах бывает так: есть христианская жизнь до тех пор, пока есть какая-то компания, где принято себя вести по-христиански. Ходить в церковь, что-то делать, а чего-то, наоборот, не делать, по крайней мере, на глазах у этой компании. Это людей сдерживает, это, конечно, полезно в общежитии, но никакого религиозного смысла в этом нет. Поэтому если компания меняется, то вся религия улетает. Такой человек становится неверующим, он становится сообразен той новой компании, в которой он оказывается.

Поэтому надо заботиться не о том, чтобы быть в какой-то компании, а заботиться о себе. Конечно, компания помогает, если она хорошая. В этом смысл христианской общины – поддерживать и помогать. Но на пользу это идет в том случае, если мы это принимаем для себя и своей личной жизни. Поэтому будем все-таки следовать Закхею, у которого никакой хорошей компании не было, а плохая как раз очень даже была, и приличные люди, которые его окружали, не хотели его брать в свою компанию, отвергали его.

Вот будем подражать ему, понимая, что Господь зато нас возьмет в свою компанию.

Аминь.

епископ Григорий