Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На гражданское новолетие все время приходятся разные евангельские чтения, потому что выбор евангельского чтения зависит от того, когда была прошедшая Пасха, и еще зависит от дня недели. Сейчас у нас попалось такое чтение, которое очень сильно разделяет людей на две группы: для одних стакан наполовину полон, для других – наполовину пустой.

Я напомню, о чем мы сегодня прочитали. О том, что если кто-то соблазняет кого-то из малых сих, то ему лучше бы жернов мельничный на шею и так погибнуть. А если тебя соблазняет не кто-то другой, а твой собственный глаз или рука, или нога, то лучше тебе их вырвать и войти в Царство Небесное без них, чем, имея то и другое, попасть в геенну. Вот такая суть сегодняшнего чтения.

Есть светское восприятие этого — как чего-то мрачного, а для кого-то, может быть, даже мракобесного и нехорошего. Это один тип восприятия. Другой тип восприятия, где стакан наполовину полон, — более христианский.

Во-первых, то что такое наказание тому, кто соблазнит единого от малых сих, должно привести к выводу, что Господь настолько не хочет, чтобы кто-то из малых сил соблазнился. Но так как мы еще знаем, что при этом Он еще и Всемогущий, то, значит, мы из этого должны делать вывод, как он все-таки нам помогает для того, чтобы нам не соблазняться.

Он помогает не в том, чтобы не было соблазнов – наоборот, Он говорит в другом месте, что должны к нам прийти соблазны, — а для того, чтобы мы этим соблазнам могли противостоять, и если уж случилось пасть, то чтобы мы могли подняться. Конечно, своей свободной волей мы можем здесь волю Божию победить, но все-таки сделать это достаточно трудно. То есть для того, чтобы погибнуть, надо очень постараться. — Так получается, если делать вывод именно из этого места Евангелия.

О чем же говорит тогда следующее место — насчет того, что там надо лучше что-нибудь себе вырвать, чтоб не попасть в геенну? Это тоже некая притча, потому что понятно, что на том свете все выглядят одинаково — хоть в геенне, хоть не в геенне, — все будут иметь восстановленное тело, которое воскреснет. Поэтому в буквальном смысле здесь ничего не имеется в виду. Но имеется в виду не буквальное. А что же?

Посмотрим с другой стороны. Даже если у нас очень мало что останется (предположим) в процессе нашей жизни, когда мы будем отрывать себе руки, ноги и вырывать глаза, то, оказывается, вот таким инвалидом мы все равно можем войти в Царствие Небесное – цель жизни достигается. Нужное у нас не отнимется ни в какой ситуации.

И вот часто мы скорбим, что у нас что-то важное отнялось. Зачастую это какая-нибудь греховная скорбь, потому что мы к чему-то там привязались недолжным образом, а оно отнялось, и мы скорбим. Но бывают и такие случаи, когда это скорбь естественная и не является греховной — например, в случае потери близких.

При этом все равно от нас отнимается какая-то часть нашей привязанности к  миру. Это происходит тяжело, поэтому такие сравнения с инвалидностью. Действительно, это может быть инвалидность на всю оставшуюся жизнь, но при этом Господь дает нам то, что ведет нас в Царство Небесное.

Надо понимать, что при всех своих потерях мы остались как раз с тем, что ведет нас в Царство Небесное, а то, что мы потеряли, — в какой-то степени, или, может быть, даже в полной степени, смотря о чем речь, — было отвлекающим для нас — выражусь деликатно — от того, чтобы идти ко спасению. Надо понимать, что ничего действительно необходимого для того, чтобы быть с Богом, причем не только в загробной жизни, а прежде всего в этой жизни — ведь для того, чтобы быть с Ним в загробной жизни, надо здесь с Ним быть, — ничего такого отняться от нас не может.

Если мы этого не чувствуем в какие-то моменты — а неизбежно бывают такие моменты, когда мы этого не чувствуем, — то мы все равно должны, во-первых, знать, что это так, во-вторых, помнить, что в этот момент не чувствуем, а в какой-то другой почувствуем. Самое главное, что не это — не то, что чувствуем или нет, — а то, что это так работает. Потом мы поймем, что все получилось в результате не так, как мы опасались, и как нам казалось.

Поэтому это евангельское чтение говорит на самом деле о том, как нас Бог спасает. Говорит с противоположной стороны, не с той, с какой людям всегда приятно услышать. Говорится о том, что стакан наполовину пустой, но оказывается, что он наполовину полный. Это два разных стакана, и надо выбрать свой и правильный.

Аминь.