Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем особый праздник нашего прихода, со стороны не особенно заметный – праздник апостолов Варфоломея и Варнавы и мучеников хинских, то есть китайских. Последний праздник был установлен Зарубежной Церковью как раз в середине 1990-х годов в память о тех мучениках, которые в Китае пострадали во время боксерского восстания 1900 года; тем самым они открыли список новомучеников и исповедников российских. Их было более двухсот человек. Все они были китайцами, но принадлежали к Российской Церкви, поэтому они новомученики и исповедники российские.

Этот праздник и для нашего прихода оказался особенно значимым, потому что именно в этот день состоялось присоединение нашего прихода, уже существовавшего как община раньше, но вне Истинной Церкви, к Истинной Церкви в лице тогдашней Зарубежной Церкви. Это было в 1997 году. Уже прошло 23 года.

Конечно, тут надо многое вспомнить, зачем это было и как, только сейчас, наверное, не время. Но есть некие общие принципы, о которых нужно сказать, которые касаются всех – и нас в той ситуации, и нас в нынешней ситуации, и кого угодно.

Когда человек понимает, что он находится в какой-то не той церкви, как это было с нами в Московской патриархии, когда у тебя есть ощущение, что ты где-то не там находишься, то оно может иметь самые разные причины. Например, просто какие-то твои личные проблемы – духовные и психологические. И тут важно не просто не обмануться с оценкой ситуации, а еще важнее не обмануться с критериями оценки ситуации.

Обычно мы думаем, как бы нам правильно понять события, но само понятие «правильно» у нас обычно неверное. Вот что такое правильная Церковь? Многие говорят: там тоже свои проблемы,  какой смысл переходить?

Когда я  был в дошкольном возрасте, то оценивал полеты на самолетах в зависимости от того, какую там дают карамель. Очень я любил карамель «Взлетную», а потом она почему-то пропала в Советском Союзе, и полеты уже были без этой карамели. В принципе, можно оценивать самолеты по тому, какую там дают карамель. Действительно, там одна карамель, тут другая. Это один критерий, и он абсолютно логичный.

Но взрослый человек иначе смотрит на самолеты. Во-первых, важно куда он в принципе летит, а не просто билет на любой самолет любого рейса. Во-вторых, какова надежность этого самолета. То есть ты сначала смотришь, куда тебе надо добраться, а потом смотришь, какие средства тебе именно для этого предлагаются, а не просто карамель «Взлетная», и ты смотришь, насколько им можно доверять.

Когда говорят, что в Истинной Церкви и в неистинной «то же самое» — те же проблемы, — то здесь прямая параллель с карамелью «Взлетной». Если речь идет о том, какая там тусовка, какое там начальство, какие там люди, — а надо заранее сказать, что они везде плохие, — то, конечно, это совершенно верное рассуждение. Но если вопрос так ставится – то есть переходить или не переходить зависит от того, куда, — то уже дальше можно не смотреть, можно остановиться. Это означает, что никуда переходить не надо – в принципе, ты всем доволен.

Уходить надо тогда, когда ты понимаешь, что здесь нет спасения. Я не хочу сказать, что тот, кто не был в Истинной Церкви, никогда не спасется, – я так не думаю. Более того, исходя из церковного Предания, мы научены думать иначе: есть засвидетельствованные случаи, когда люди спасались, будучи язычниками в земной жизни, или как-то иначе не принадлежали к Истинной Церкви, но это суды Божии. Но «благодаря» или «вопреки» своему положению вне Церкви они спасались? Ясно, что вопреки тому, что не принадлежали, а мы должны сделать все, чтобы Церкви принадлежать. Как говорил кто-то из наших иерархов ХХ века, я не знаю, спасутся ли неправославные, но знаю, что если перестану быть православным я, то я не спасусь. Вот это нам надо знать про себя.

И вот если вопрос так стоит, значит, он не стоит никак. Значит, человек думает о чем-то другом. А если иное положение, как было у нас, то тут просто выхода нет. Ты плывешь в море без всякого плавательного средства, и ты понимаешь, что ты тонешь. Именно поэтому ты и вынужден куда-то уходить. Лучше, конечно, попытаться продержаться некоторое время на воде, то есть без всякой Церкви, хотя понятно, конечно, что долго ты не продержишься, но милостью Божией что-то может быть послано. Примерно так и произошло с нами.

Когда мы переходили в Зарубежную Церковь, те, кто более или менее в ней разбирался, в ее внутренних делах – я на этот счет не имел никаких иллюзий, — точно знали, что это временное решение. Потому что если Церковь сравнить не с одним кораблем, а с множеством кораблей, то вот именно этот корабль, который представляла собой тогда Зарубежную Церковь, тонул. Это был тонущий корабль, который уже никак нельзя было спасти – по состоянию на 1994–1997 год. То, что он утонет, не вызывало абсолютно никаких сомнений. Но сейчас лучше было оказаться на тонущем корабле, который еще не утонул, чем бултыхаться одному в океане, где есть еще акулы.

Поэтому было принято вот такое решение. Было понятно, что оно временное, и даже кратковременное, потому что дни Зарубежной Церкви уже тогда были сочтены. Тем более, что трагедия началась не в момент объединения одной неправильной церкви с другой в 2007 году, а в момент принятия решений, которые совершенно не оставляли места православному вероисповеданию, а это 2000 год. То есть оставалось до крушения Зарубежной Церкви два с половиной года.

Но что это нам давало? Это давало передышку, помогало не погибнуть прямо сейчас, сгруппироваться, помочь  объединиться с теми, кто тоже оказывается на этом тонущем корабле, для того, чтобы как-то жить дальше. Эти расчеты в той или иной степени оправдались. Дальше была сложная судьба, но это был необходимый шаг.

Поэтому память сегодняшнего дня для нашего прихода важна. И вот что нам нужно в Истинной Церкви? В Истинной Церкви, как мы хорошо помним, нужны две вещи. Первое: чтобы в ней было правильное вероисповедание, а это подразумевает и следование церковным канонам, и церковному праву, потому что правильное вероисповедание заставляет к ним относиться не как к выдуманным человеческим законам, а как к описанию анатомии и физиологии Церкви как организма. Что вредно, что полезно, что болезнь, что здоровье, что ведет к смерти, что к жизни – вот это объясняют каноны, это входит в правильное вероисповедание.

Второе: с нашей стороны должно быть некоторое старание быть христианами. Не должно быть такого, чтоб сходил в правильную церковь, помолился, причастился, а потом отдыхаю дома, и мысли совершенно уже другие. От Бога отдыхать не надо. Необходимо отдыхать от богослужений, поэтому оно у нас не круглосуточное. А от Бога, от памяти Божией отдыхать нельзя никогда. Вот если мы так будем стараться, то мы не только останемся в Истинной Церкви. Бог, от Которого мы не хотим отдыхать, не только нас не оставит, а поведет нас дальше, туда, куда нам надо попадать в нашей земной жизни, чтобы затем попасть в Царствие Небесное.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)