Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня вторник второй седмицы по Пасхе, которая всегда бывает в Российской Церкви днем пасхального поминовения усопших – Радоница. Читается Евангелие, где Господь говорит, что Я не пришел судить мир. Вроде, это противоречит – и напрямую, действительно, противоречит по буквальному смыслу – другим Его словам, другим местам Евангелия, когда Он приходит и говорит: “Ныне Суд миру сему”, — то есть не когда-нибудь потом, а уже сейчас, когда Он приходит.

А вот сейчас Господь говорит, что Я не пришел судить мир. Но Он там еще и другое говорит, что мы читали сегодня в Евангелии от Иоанна, которое и объясняет это противоречие. Он говорит так: “кто Сына Божия не принял, тот уже осужден есть”. Получается, что Он, действительно, никого специально не судит, но само пришествие Его оказывается Судом. В другом месте Он об этом же говорит, что ныне же Суд миру сему есть, притом, что Он и не судит. А почему же так получается?

Потому что смысл Суда, который есть Суд вечный, заключается в том, войдем ли мы в Царство Небесное. Что такое Царство Небесное? Что такое рай? Как это понять? А это и есть пребывание во Христе, пребывание в Теле Христовом. А Тело Христово – это Церковь, которая растет после того, как Господь воплотился “в человеке Иисусе Христе”, как говорит апостол Павел.

И после этого Тело Христово, как выражается Иоанн Дамаскин и другие святые отцы, растет, когда через Евхаристию и веру свою присоединяются к Нему новые и новые верные, новые и новые спасаемые. Кто вошел в Тело Христово, тот и вошел в Царство Небесное.

Если человек на земле жил так, что еще не встретился со Христом, потому что не было ему проповедано христианство, по крайней мере, в истинном виде, — а если в истинном не было проповедано, то это тоже значит, что не было проповедано, потому что речь идет только об Истине, — то тогда будет у этого человека по исходе из земной жизни Суд, где он будет судиться по своим делам, как об этом тоже говорит апостол Павел.

Но если человек реально столкнулся со Христом в своей жизни, то он выбрал либо быть со Христом, либо он выбрал отвергнуть Христа. И это получается, действительно, тот же результат, что бывает при Суде. Если ты выбрал отвергнуть Христа в жизни земной, действительно с ним встретившись, то ты сделал свой выбор и уже дальше никакого Суда не будет, потому что он уже произошел – ты сам отверг Бога.

Бог сам никого не отвергает, и апостол Павел говорит в Послании к Тимофею, что “Бог хочет всем человекам спастись, и в разум Истины приити”. Не может быть ни одного человека, которого бы Бог отвергнул. Но есть много людей, которые сами отвергли Бога. Некоторые из этих многих встречались с Богом в жизни и Его отвергли. Поэтому Суд и осуждение произошли еще в земной их жизни. А для всех остальных, которые не отвергли, тоже произошел Суд, но получили они не осуждение, а оправдание.

Конечно, если мы приняли в жизни Христа, а потом еще продолжаем жить, то возможно, что мы своими грехами от Него отпадем полностью, и даже настолько отпадем, что осудимся. Пример этому – Иуда, который принял Христа и ходил среди апостолов. Так его судьбу могут повторить еще очень многие – каждый из нас стоит перед опасностью ее повторить. Но если мы будем каяться, то, опять же, мы будем оправданы на том Суде, который происходит еще в нашей жизни.

И тогда будет при исходе нашем из тела то, о чем Господь говорит, что “праведник на Суд не приидет, но приидет от смерти в живот,” — так сказано в Евангелии от Иоанна. Сразу от смерти в жизнь, и уже никакого отдельного Суда не понадобится.

Вот сейчас мы так и живем, видя, что перед нами находится Суд и совершается над нами, если мы христиане. И если мы хотим быть со Христом, то всегда можем быть. Для этого нужно пребывать в Истинной Церкви. Но что это значит? Это значит не только пребывать в общении с Таинствами, не только приходить в храм и причащаться, но это также обозначает исполнение необходимого условия для того, чтобы все это было не в осуждение – постоянной жизни, направленной к Богу.

То есть необходимо молиться, иметь память Божию. А если мы поймали себя на том, что мы этого не имеем, а заняты совершенно другим, то надо каяться и начинать заново.

Аминь.