Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память первого события в человеческой истории – изгнание Адама из рая. Потому что то, что было до изгнания из рая по отношению даже к самому Адаму, было доисторическим. А сегодня у нас начало истории, в которой мы живем до сих пор.

Неделю назад как раз завершался цикл, история заканчивалась, и мы вспоминали Страшный Суд. Вспоминали то событие, которое еще не успело произойти в истории, но история для Церкви, которая смотрит из вечности, совершилась вся от начала до конца. Мы вспоминаем то, что будет, точно так же, как то, что было. История заканчивается на Страшном Суде, а теперь – сегодня – она как раз начинается. И начинается она с прискорбного события, и нам предлагается это все примерить на себя, потому что, согрешая, мы так же оказываемся в положении этого Адама.

Но из этого вывод должен быть не прискорбный, а очень даже хороший. Надо понимать, что это начало нашего возрождения, потому что сегодняшнее начало — это даже не само грехопадение, как оно совершается, но изгнание Адама из рая как его, Адама, изменение: когда он сидел перед вратами рая уже изгнанный, плакал и изменялся, понимал, что надо жить по-другому.

Когда есть начало изменения, то это и есть то, что называется покаянием. Мы все помним, что покаяние обозначается словом «метанИа» — метанойя, — что означает «изменение ума». То есть если я просто о чем-то сожалею – это не обязательно покаяние. Безбожники, атеисты, сатанисты – они тоже сожалеют о каких-то своих поступках. Иуда, который предал Христа, тоже сожалел о своем поступке. Одно дело сожаление, а другое – покаяние.

Чем отличается покаяние от другого вида сожаления? Конечно, в покаянии тоже присутствует сожаление. Я жалею, что поступил так, а не иначе. Но я становлюсь другим человеком. Я больше так делать, действительно, не хочу. Я не хочу делать никак иначе, а только делать по воле Божией. Вот покаяние сегодня начинается, ему посвящен пост, который дает нам всем настоящие радости. Мы понимаем, как это легко и хорошо, когда мы меняемся к лучшему. А почему это бывает легко и хорошо? И когда нам это не удается?

Бывает легко и хорошо, когда мы понимаем, что «ныне начах: сия измена десницы Вышняго», как говорит псалмопевец. То есть вот сейчас я полагаю начало, хоть до этого и я жил неизвестно как, и я сам пришел во все грехи, но сейчас я буду стараться с помощью Божией жить иначе, каждый раз полагая начало, как говорят святые отцы.

Конечно, когда мы это делаем, то у нас нет за спиною бессмысленно прожитой жизни. Господь отнимает греховную нашу жизнь, мы вновь возрождаемся, и появляется у нас новая жизнь. Препятствием к этому можем служить только мы сами. Препятствие – это то, что мы держимся за свою старую жизнь. Зачем же нам за нее держаться, если мы сами осознаем ее греховность?

Затем, что помимо греховности мы считаем, что мы что-то накопили. Недаром апостол говорит про себя как принцип жизни: «задняя забывая, в предняя простираюся». Он говорит, что полагает начало, но в другом контексте: он не имеет никаких заслуг и только сейчас начинает. В известном лозунге, который висел в бункере нацболов, было сформулировано то же самое, но другими словами: «Все заслуги перед партией аннулируются в полночь».

Вообще говоря, это христианская идея. Мы должны понимать, что у нас нет никаких заслуг, мы ничего не значим абсолютно. И если мы так будем понимать, то мы легко можем начинать свою жизнь с самого начала. Нам не надо копить свою жизнь, чтобы чувствовать себя кем-то, чтобы не теряться. Мы не теряемся, потому что мы с Богом, а не потому, что мы такие опытные и как-то закрепились на земле.

Если мы цепляемся, что мы что-то за собой имеем, то тогда, конечно, мы не сможем покаяться за ту свою прежнюю жизнь, которая привела к этим грехам. Эти грехи могут быть нам очень отвратительны, но то, что нас к ним привело в прежней жизни – наши страсти, — для нас оказываются дороги. Мы бы хотели от них отказаться, но не можем.

Это как алкоголик или наркоман – хотел бы в принципе бросить, но не  может, потому что на самом деле он не хочет. Ему дорога та жизнь, которая у него есть, а менять ее на какую-то пустую жизнь он не хочет и не может поэтому.

То же самое касается вообще грехов как таковых. Грех – это и есть наркомания. Те же самые проблемы, и мы должны быть готовы к тому, что лишимся той жизни, которая у нас была. И если мы этого хотим, если мы «задняя забываем, в предняя простираемся» вместе с апостолом Павлом, то тогда это будет удаваться.

Надо накапливать не свои жизненные впечатления, тем более социальные статусы и тому подобное, а надо накапливать общение с Богом. Бога накапливать.  Бог накапливается, но при этом Он не становится нашим прошлым, нашей жизнью. Или по-другому: Он становится нашей жизнью, но не в том смысле, что Он становится нашей собственностью.

С Богом вот тогда легко — приходит облегчение и субъективное, и облегчение жизни, потому что мы все-таки начинаем меньше грешить, и окончательно освобождаемся от них рано или поздно.

Вот к этому нас и призывает нынешнее время. Пост должен проходить с легкостью, и быть для нас самым приятным и замечательным временем в году.

Аминь.

епископ Григорий