Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас замечательный день в своем роде, когда мы вспоминаем изгнание Адама из рая. Можно сказать, что мы вспоминаем что-то плохое, хотя мы и вспоминаем с хорошими целями, а можно сказать и иначе: мы вспоминаем что-то хорошее, потому что мы вспоминаем рай. Пост как раз и является не просто напоминанием о рае, но и является неким предвкушением рая, потому что нам мешают жить в раю, когда мы живем в этом мире, исключительно наши страсти – ничто другое нас от рая не отделяет и отделить не может. Именно страсти нам создают такой ад.

Страсти связаны, конечно, с развлечениями ненужными – не только с запретными, но даже и допустимыми. Особенно это связано с едой. Человек, конечно, не то, что он ест, вопреки тому, что считают крайние материалисты, но они и правы во многом – человек очень зависит от еды. Поэтому если он расстается с едой и если правильно к этому подойдет, то может он может отойти и от других пристрастий и увлечений, и начать жить другим.

Конечно, если просто что-то убрать из жизни и оставить пустоту, то ничего хорошего не получится – можно вспомнить притчу о выметенной горнице. Но пост предполагает заполнение этой пустоты – заполнение, прежде всего, богослужением. Богослужение – это время, когда мы оказываемся собеседниками воспоминаемых святых и участниками воспоминаемых событий, связанными со Христом, со святыми, с мучениками. Особенно это касается великопостных богослужений.

Сила православного богослужения велика, но особенно велика она в пост. И узнать столько о православии, сколько можно узнать в великопостное богослужение, больше и нельзя. Поэтому Великий пост – это единственный в году случай, когда легко можно узнать то, что меняет твою жизнь. Но для того, чтобы впустить в свою жизнь то, что нам предлагает богослужение, нужно освободить место. Освобождением места и служит воздержание от пищи и других вещей, от которых предписывается воздерживаться в пост.

Собственно говоря, мешает нам воспринимать богослужение не то, что мы чего-то там не понимаем – это мешает, но не так сильно, – а прежде всего то, что нам мешает даже начать понимать. Что это? Это многочисленные наши дела, нам надо спешить туда и сюда, а если даже тело наше стоит на богослужении, то все равно нам есть чем занять голову — она сама себя занимает. Для того, чтобы с этим стало можно как-то бороться, нужно и за пределами богослужения что-то делать. Пост как раз дает такую гигиену.

Если мы будем стараться держаться постовых ограничений, то нам будет легче вместить то, что дает нам богослужение. Конечно, для этого нам надо приходить на церковные богослужения. Слава Богу, такая возможность есть. А у тех, у кого ее нет совсем, или она есть, но в недостаточном количестве, есть еще возможность читать что-то из богослужебных текстов в интернете, потому что сейчас, благодаря интернету, богослужебные книги доступны всем, и не так сложно научиться.

Особенно я это скажу относительно Великого канона Андрея Критского, который, мне кажется, все должны прочитать, и лучше, если два раза – на первой седмице и в середине поста, когда будет главное чтение. Кто не может идти в церковь в соответствующие дни, те могут дома служить или хотя бы прочитать соответствующую часть канона.

Поэтому тот рай, о котором говорят не только сегодняшние песнопения, но и вообще все наши богослужения, особенно великопостные, становится нам доступнее, и предвкушение его мы получаем, если участвуем как православные христиане, а не зрители со стороны, в великопостных богослужениях. Всем это открыто, Церковь всех зовет и приглашает – и тех, кто является ее членами, и тех, кто пока еще не является, потому что все сначала не являются, а только потом являются, и все приходят в Церковь через богослужения. Богослужения открывают Церковь, в том числе и для тех, кто ее не знает совсем.

Воспользуемся подарком, который предлагается всем, постараемся от него не отказаться по собственной глупости и по отвлеченности на всякую ерунду. Будем поститься постом приятным, принимаемым Богом, а значит и принимаемым нами.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)