Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в пятую неделю Великого поста, совершается память Марии Египетской. О Марии Египетской мы много говорили уже за другими богослужениями, прошедшими на этой неделе, но также сегодня читалось Евангелие о том, где Господь говорит своим ученикам, что уже очень мало времени осталось до Его страданий, что Он входит в Иерусалим в ближайшее время, где ждут Его страдания.
И тогда двое из Его учеников, сыновья Заведеевы, решили использовать это оставшееся время до страданий для того, чтобы договориться о том, чтобы получить хорошее место в Царстве Небесном. Вот примерно такой был смысл этого вопроса, и духовным его, наверное, можно назвать только отчасти и с большой натяжкой. Но зато был ответ, который и составлял содержание сегодняшнего евангельского чтения, — о том, что нужно сделать для того, чтобы войти в Царство Небесное и сесть одесную и ошуюю, т.е. справа и слева, от Бога, от Иисуса Христа.
Если отвечать очень кратко, то для этого надо вести христианскую жизнь, а прежде всего надо стремиться к тому, чтобы быть всем слугой, стремиться не к тому, чтобы тебе послужили, а стремиться послужить. Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили — Богу и так служили, и, разумеется, Богу надо служить, но для этого Ему не надо было приходить, — а Он пришел, чтобы послужить Самому, будучи Богом. Богу надо служить, Бог принимает наше служение, но Бог захотел послужить Сам, и мы должны так же, как и Он, служить.
Но это если кратко, а если применить это теперь к нашей жизни, то мы тоже должны думать о том, чтобы успеть вынести из земной жизни то, что останется с нами. Прежде всего, мы думаем о том, что скоро закончится Великий пост, наступит Пасха, и кончатся эти спасительные дни. И вот мы должны, пока еще не поздно, просить у Бога то, что можно попросить в Великий пост, то есть то христианское настроение и состояние, для формирования которого установлен этот обычай Великого поста, чтоб оно, действительно, у нас оставалось.
Но это, так сказать, в ближайшей перспективе. А в обычной перспективе, о которой мы всегда должны думать, — о том, что не так много остается времени, хотя мы не знаем сколько именно, нашей земной жизни, и надо поскорее стараться стяжать то, что, действительно, с нами останется, то, что можно унести с собой. Что же это такое? Это то, что является нашим внутренним изменением.
Когда мы меняемся внутренне — это как раз то, что у нас и остается на том свете. К сожалению, это далеко не всегда хорошее. Почему-то даже плохого бывает больше, и, самое главное, приобретается оно значительно легче всегда. Вот надо бы нам от этого стараться избавиться, а хорошее приобрести. А как это приобрести?
Конечно, наверное, не будет одного рецепта на все случаи жизни, и поэтому лучше сказать кратко о том, как получить в каждый момент жизни наставление — наставление о том, что нам нужно делать в той или иной житейской ситуации. Для этого, если есть такая возможность, нужно, конечно, приступать к церковным Таинствам и участвовать в богослужении. Участвовать сознательно, молиться, стараться максимально понять, о чем там речь. Тогда, конечно, будешь вразумляться и относительно своей собственной жизни.
Но, во-первых, не всегда и не у всех есть такая возможность, а во-вторых, даже у кого она есть, то тоже не в любой момент жизни, и они также выходят за пределы храма, как и мы сейчас выйдем, а надо что-то с собой унести. Надо, чтобы у нас было молитвенное настроение — если у нас будет какой-то настрой, как у камертона бывает, на то, что христианское, а что фальшь, что звучит фальшиво, а не по-христиански, хотя, может быть, и похоже. Так бывает: мелодия узнаваема, но исполнена фальшиво, и мы понимаем, что это не та мелодия. Таких подделок под христианство бывает очень много в нашей жизни, и часто мы сами себе такие вещи придумываем, чтобы как-то дать себе разрешение на ту или иную нехристианскую жизнь. А вот когда мы настраиваемся на христианство, то тогда слух наш не огрубевает, и мы это различаем. Я имею в виду, конечно, духовный слух. А как настраиваться на христианство?
Для этого и есть вся наша христианская жизнь. Для этого, прежде всего, участие в церковных богослужениях и таинствах. Во-вторых, домашняя молитва и особенно молитва Иисусова, на которую надо настраиваться и которой надо заниматься, по-возможности, как можно больше времени. Тогда Господь будет нас вразумлять. Почему? По очень простой причине. Потому что мы будем просить Его о вразумлении.
Он-то всех хочет вразумить, но Он не может вразумить тех, кто Его об этом не просит. Особенно не может вразумить тех, кто Его вразумление отталкивает. Может быть, Он еще как-то может вразумить иногда тех, кто не просит, — бывает такое в виде тех или иных исключений. Но если человек упорствует и отталкивает Его вразумления, то Господь ничего сделать не может, потому что Он не насилует нашей свободной воли. Но сами мы можем свою свободную волю насиловать, если хотим, чтобы наша свободная воля была спасительной для нас.
Тогда будет смысл от того, что мы христиане, от того, что мы постимся, от того, что участвуем в богослужениях. Тогда нам будет что взять с собой в жизнь вечную.
Аминь.