Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем два очень значимых воспоминания одновременно, не говоря о том, что сегодня еще и воскресный день. Во-первых, сегодня Неделя о блудном сыне, когда вспоминается эта притча. Во-вторых, в этом году так совпало, что сегодня же память трех святителей и столпов православия: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые были почти современниками. Иоанн Златоуст был младшим современником Василия Великого и Григория, хотя они не были знакомы, и общения между ними не было, зато Василий и Григорий были близкими друзьями с юности в течение всей своей жизни и соратниками.

Они все сделали очень много не только для того, чтобы православие сохранилось в то время, когда они жили, во второй половине IV века, но и для того, чтобы оно сохранилось в наше время. Мы до сих пор пользуемся тем, что сделали они. Это проявляется и в выражении догматики, и в представлении о Церкви, и богослужении отчасти, и можно много перечислять, чего еще, но все равно это будет очень жалкое перечисление по сравнению с тем, что они значат.

Чтобы это понять в какой-то степени лучше, надо читать их творения, конечно. И особенно Григория Богослова. К сожалению, они хуже всего переведены на русский язык. Кто не может читать по-гречески, тем, конечно, сложнее понять, — но Василий Великий хорошо переведен. И те, кто способен читать интеллектуальную литературу, а не только художественную, те, конечно, должны что-то читать. Хотя бы Слова Григория Богослова на великие праздники, аскетические произведения Василия Великого, очень интересны его письма, которые показывают всю жизнь этого круга. Для нас сейчас большое утешение благодаря этим письмам понимать, какой тогда была церковная жизнь. Тогда церковная жизнь была еще хуже, чем сейчас, еще худшие были церковные раздоры, в том числе и между православными, не говоря о том, что кругом преобладали еретики.

И вот сегодня можно вспомнить еще раз, какие это великие святые, как хорошо в наше время читать их творения. А в Греции их праздник – это праздник греческой письменности, как у нас праздник Кирилла и Мефодия является праздником славянской письменности. Кстати, этот праздник празднуется не только у славянских народов, но и у самих греков, потому что они гордятся тем, что создали славянскую письменность для славян. Но есть день и греческой письменности, поэтому есть обычай служить в этот день службу на греческом языке. И поэтому у нас сегодня чуть больше текстов богослужения по-гречески. По крайней мере, это имело символический смысл, чтобы и таким способом почтить создателей греческой культуры, какими считаются в особенности, хотя не только они, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

В то же время, мы сегодня празднуем Неделю о блудном сыне. В Синаксаре мы читали о самом главном смысле этого воспоминания, и почему это бывает в период подготовки перед Великим постом. — Потому что есть многие люди, которые считают, что они настолько грешны, что им уже бесполезно исправляться. Они указывают на свой образ жизни, на свои привычки, которые все, на самом деле, греховные, и говорят: “Ну как же я теперь могу исправиться?”

Конечно, если “я” – это сумма моих привычек, то никак. А если “я” – это “я”, а мои привычки, как плохие, так и хорошие, — это мои привычки, но не “я”, то тогда понятно, что можно исправиться, но тоже трудно. Непонятно, как все же это возможно. И ответ дает сегодняшняя притча: все возможно по милости Божией и возможно чудом. Но это чудо такое, которое дается тому, кто его хочет, тому, кто его просит.

Это значит, что, во-первых, человек обращается к Богу. А во-вторых, не просто обращается со словами и намерениями какими-то, а у него намерения эти серьезные. То есть он действительно будет прилагать усилия для того, чтобы исправляться и от своих дурных привычек отходить. Потому что и блудный сын в сегодняшней притче тоже проявлял усилия. Он был на стороне далече, погибал от голода, но в таком состоянии он пошел далеко, он прилагал усилия, потому что вернуться домой для него означало уже пойти далеко.

Вот так же и мы должны сделать. Тогда Господь нам поможет. Это главный смысл сегодняшней притчи, конечно, о котором мы слышали в Синаксаре. Но, помимо этого, можно связать ее и с сегодняшним воспоминанием трех святителей, потому что три святителя символизируют культуру православной Византии. Это та культура, из которой мы вышли, она формировала и русское православие. Конечно, сейчас мы от той культуры во многом оторвались, и новой современной православной культуры у нас еще нет. Не то, что ее в России нет – это было бы понятно из-за разных исторических воспоминаний последних ста лет, – но и вообще в мире нет, еще не сложилась.

То, что осталось от православной культуры – это все только наследие Византии, которым мы до сих пор живем. И вот надо нам, насколько это возможно, не уходить из отчего дома, а возвращаться к нему – перечитывать отцов Церкви, стараться жить так, как они завещали. Тем более, что многие вещи, касающиеся аскетики, все равно всегда одинаковы. Конечно, обязательно есть что-то, что меняется, но основополагающие вещи одинаковы. Здесь мы должны возвращаться из “страны далече”.

Какой-нибудь человек, может быть, и книг почти не читает, и сам себя культурным не считает, только смотрит телевизор и иногда ходит в кино, предположим. Он может думать про себя, что он делает все так, как он сам считает нужным, а не то, что он подчинен там какой-то современной культуре. К сожалению, это тоже ошибочное рассуждение. Все мы так или иначе живем в культуре. Потому что когда мы что-то делаем, исходя из своих представлений, то сами эти представления откуда-то у нас берутся. Хорошо, если они взялись от хороших людей, с которых, действительно, хорошо брать пример, или из хороших книг. Но чаще всего они из плохих книг, и даже не из книг, а вообще из телевизора. Хуже вообще ничего нет, как из телевизора учиться жизни. А мы учимся жизни, конечно, из той среды, в которой мы пребываем. Если мы общаемся с телевизором все время, значит, мы учимся жизни из телевизора, хотя может казаться нам, что мы критически к нему относимся, потому что нам многое не нравится.

Но “критическое отношение” и “не нравится” — это тоже очень разные вещи. Человек склонен бурчать и ругаться на все свое окружение, ему все время что-то не нравится, но это не значит, что на самом деле он критически к нему относится. Сказать, что они меня обижают, что они мне противны, что они ведут себя недостойно, очень просто – для этого вообще ничего не надо, никаких душевных свойств, не только ума, но даже минимальной развитости не надо. Потому что люди в большой степени, если они над собой не работают, друг другу противны.

Но от того, чтобы жить так же, как живут эти люди, даже еще хуже, нас никак не ограждает то, что нам не нравится. То есть мы в плохом берем пример с того, что нам не нравится, сами того не замечая, но очень успешно.

Поэтому будем стараться проводить время, свое внимание погружать в то, что действительно хорошо и полезно, в то, что в хороших церковных книгах, ну или не в церковных, но все равно в хороших, а не в телевизоре. Общаться с людьми, которые приносят какую-то пользу нам, именно душевную пользу, а лучше духовную. Но особенно важно – в богослужении брать для себя полезное.

Почему православное богослужение такое продолжительное, особенно если сравнить с разными западными конфессиями? Потому что богослужение должно быть частью жизни. Когда мы ходим куда-то на час, то мы отбываем время, не успеваем настроиться, как уже “до свидания”. А когда мы приходим на несколько часов, то у нас появляется время, и мы можем им воспользоваться, если захотим, для того, чтобы начать уже не торопиться куда-то, а просто спокойно жить.

Ведь если прожить четыре часа в сутки – это ни для кого не проблема, то и провести четыре часа за богослужением – тоже не проблема, если просто в это время жить. И жить в это время в общении самом лучшем, которого у нас в обычной жизни и не бывает – в общении со святыми, с их словами. Что может быть лучше? Что нас ждет дома? В лучшем случае дома нас ждет сон, а в худшем телевизор. В среднем случае – общение с людьми, которое тоже может обернуться по-разному.

Поэтому надо пользоваться возможностью участвовать в богослужении. Таким образом мы тоже “со стороны далече” возвращаемся в дом Отца. Будем помнить и о трех святителях, которые являются столпами православия, в то же время столпами нашей христианской культуры. И будем вспоминать, что во всех смыслах слова мы должны возвращаться “из стороны далече в дом Отца”.

Аминь.