Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память воскрешения Лазаря. Это событие само по себе объясняет в максимальной степени, кто такой Христос, что Он может Сам воскреснуть, и объясняется, для чего Он это сделает. И вот сейчас, когда мы уже не нуждаемся в успокоении на те дни, когда Христос умер и еще не воскрес, потому что мы уже знаем, что Он воскреснет, все равно есть очень много причин особенно праздновать Лазареву субботу. О чем она говорит?

Конечно, прежде всего, она говорит о том, что Господь имеет власть над смертью и вообще надо всем. Не надо думать, когда речь идет об устройстве нашей жизни для Царствия Небесного, что что-то на земле может нам помешать. Есть Господь, который ее сотворил, и Он сделает все, чтобы ничего не помешало – и смерть тоже не помешает.

Это первое и главное, но кроме этого есть много тоже по-своему весьма важного, о чем говорит сегодняшнее празднование. Во-первых, об отношении к смерти. Вот язычники приходят к своим богам для того, чтобы просить избавить их от болезни и особенно от смерти. Делают это с переменным успехом. Как мы знаем, что и в христианство люди приходят с тем же самым – чтобы в их земной жизни стало лучше. Плохо это или хорошо? Смотря с чем сравнивать.

Если сравнивать с безбожием или с тем, что они приходят к другим богам, нехристианским, то это хорошо. Язычество, конечно, ненормальное состояние, но после грехопадения оно стало как бы нормальным состоянием людей. И, конечно, язычники приходят ко Христу со своими языческими запросами, и эти запросы удовлетворяются – не все и не всегда, но удовлетворяются более или менее для того, чтобы люди научились таким образом Богу доверять и потом уже обращаться к Богу с разумными запросами, постепенно узнавая, чего Бог действительно хочет.

Это всецело соответствует воспитанию детей, когда родители дают им игрушки не для того, чтобы они научились в них играть и провели в этом всю оставшуюся жизнь, а для того, чтобы они научились любить родителей и вообще появился контакт с родителями. Поэтому ничего страшного, если с такими языческими интересами мы приходим к христианству. Просто мы еще не станем христианами, даже если будем причащаться и исповедоваться. В этом тоже нет ничего страшного – всему свое время, никто христианами не рождается, ими становятся. И становятся не сразу, а постепенно.

Конечно, если человек уже взрослый и должен быть как-то разумным уже, то плохо, если он играет в игрушки. Это задержка в развитии – это тяжелая болезнь в мире психиатрии, а в мире духовном нечто аналогичное. Люди могут годами быть христианами, а все интересы у них житейские, языческие. И вот это уже тогда ненормально, тогда мы можем сказать, что языческий подход к христианству — плохой. Только что говорили, что он хороший, а теперь скажем, что он плохой. Всему свое время, а если иначе, то хорошее становится плохим.

И сегодняшний праздник показывает нам, какой должен быть христианский подход к  христианству. Христос может воскрешать мертвецов, и Он не только Лазаря воскресил согласно Евангелию, хотя Лазарево воскрешение было самое главное из всех. Но Он ведь может воскресить каждого, сделать так, чтоб люди не умирали, но Он этого не делает – нет такой задачи. Он Сам говорит, что при Елисее было очень много прокаженных в Израиле, а он исцелил только одного Неемана, который, причем, был сириец. То есть он исцелил не из народа Божьего, а язычника.

Потому что нет никакого специального смысла убрать из нашей жизни смерть или болезнь, а если что-то и делается в этом отношении, то только чтобы что-то нам сказать, показать этим. Кроме того, мы видим, что Христос Сам Себя от смерти не избавил – Он умер. Он избавил Себя от того, чтобы оставаться в смерти, но от самой смерти нет – принял ее добровольно. И вот так же и нас Он избавит от смерти, потому что мы веруем в общее воскресение – не только в то, что Христос Воскрес, но что все воскреснут. И в сегодняшнем богослужении мы говорим не только о том, что Лазарь уверяет воскрешение Христово, но и говорим и как именно: общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.  То есть Христос нам указал не только на Свое будущее Воскресение, но и на общее.

И вот мы этим и живем. А как мы этим живем, как этим можно жить? Об этом нам говорят святые отцы, и недаром Великий пост – это время особого внимания к поучениям святых отцов. Что же они говорят? О том, что прежде воскресения мертвых должно быть воскрешение нашей души, и которое должно быть раньше, чем мы умрем физически. Той жизнью, которой люди живут по воскресении, нужно начинать жить здесь, еще на земле, еще до того, как мы умерли физически.

Святые отцы этому учат своими словами, которые я сейчас примерно воспроизвел, а в первую очередь – своей жизнью. Не потому они не боятся смерти, что не боятся смерти физической, а потому, что они сейчас живут так, как если бы они умерли, и не просто умерли, а попали в Царство Небесное. Царство Небесное, благодаря Церкви, доступно уже отсюда, сейчас. И именно таким образом нам надлежит в него попасть, хотя, конечно, по Суду Божиему после смерти кто-то тоже попадает туда, но только впервые после смерти.

Но это не то, к чему нас призывает Христос. Он призывает к тому, чтобы мы уже сейчас жили в Царствии Небесном, потому что Церковь – это и есть Царство Небесное. Царство Небесное не может быть каким-то другим, нежели Тело Христово, а Тело Христово – это и есть Церковь. Поэтому Царство Небесное открыто,  наше собственное воскресение тоже уже открыто, но зависит только от одного – от воскрешения нашей души. А это тоже зависит только от нас, потому что то, что все остальное, Бог уже сделал и подал. Дело только за нами.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)