Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Связь Богоявления и Рождества Христова. Явление Троицы во время крещения Христова. Крещение во Иордане символизировало покаяние, и без покаяния не будет нам пользы от святой воды. О житейском счастье с христианской точки зрения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня. Это, как мы знаем, один из самых главных праздников, которые только существуют в церковном году. Мало того, что это один из так называемых двунадесятых праздников, но и среди двунадесятых праздников выделяются некоторые наиболее важные — это Господские праздники, и среди них оказывается праздник Богоявления. Но даже и среди этих Господских праздников это все равно один из самых важных праздников, и мы знаем, что наряду с Пасхой это древнейший и важнейший церковный праздник, и когда-то в этот же день праздновалось и Рождество Христово; со временем Рождество Христово стали праздновать раньше на 12 дней, но конечно, праздник Богоявления сохранил свою связь с Рождеством Христовым. Поэтому весь период от Рождества до Крещения это один большой праздничный период, который в народе называется Святками, когда нет постов, и когда все время праздничное богослужение и настроение.

Но что же такое мы празднуем сегодня? Сегодня мы, конечно, празднуем прежде всего откровение Божие. Когда Господь крестился, глас Отца засвидетельствовал о Нем, что это Его Сын, и что это не просто Мессия, который должен был придти и наконец пришел, но что это именно Сын Божий, тот Мессия, о котором говорили пророки. Но далеко не все пророки, а только пророк Даниил впервые сказал, что Мессия будет Сам по Себе Богом и Сыном Божиим. И таким образом, это было не только откровение Мессии, но и откровение Троицы. Потому что единый Господь, Который остался одним-единственным Богом, явился сразу как Отец, Сын и Дух. Дух в символическом виде голубя присутствовал во время крещения Господня и “взошел на главу Иисуса”. Не надо думать, что голубь это какое-то воплощение Духа, подобно тому как Сын воплотился в человека Иисуса. Нет; хотя голубь был материальным и был видим естественными нашими глазами, но отношение этого голубя к Духу было отношением символа, это была как бы такая живая икона Духа.

На что указывает нам этот праздник в нашей собственной жизни? Конечно, очень на многое, и если говорить, может быть, только о том, что больше всего бросается в глаза, — я не дерзаю сказать: о самом главном, потому что не знаю, что из всего этого главное, — то можно сказать вот что. Мы сейчас совершили Великое водосвятие в память о Крещении Господнем. Мы прекрасно понимаем, что мы совершили именно в этот день такое особое, только раз в году бывающее торжественное водосвятие потому, что в этот день его совершил Сам Господь, когда Он спустился в воды Иордана и тем самым их освятил. Ну, а что это такое было, зачем было спускаться в воды Иордана, зачем нужно было их освящать, зачем вообще нужно было это крещение в водах Иордана? Мы об этом много раз слышали в богослужении и в Евангелии читали, что это все нужно было для очищения грехов, что это внешнее очищение, омовение водой нужно было для того, чтобы закрепить и в то же время символизировать очищение нашей души, которое, в то же время, никак не может совершаться какой бы то ни было водой, в том числе и святой водой, а может происходить только через покаяние. И если через покаяние душа очищается, тогда только может быть ей польза и от вещественной воды, и особенно от освященной воды Иордана. Поэтому мы, думая сейчас о том, как взять святую воду, не можем думать об этом так, как если бы это была просто какая-то магическая субстанция; мы должны понимать, для чего она существует. Она существует для того, чтобы помочь нам изменить нашу жизнь. А с чего прежде всего начинается изменение нашей жизни? С покаяния. С того, чтобы мы очистили наши грехи.

И вот поэтому крайне пагубно думать, будто бы эта вода поможет нам жить так, как вот мы просто раньше жили, и поможет нам во всяких наших житейских нуждах, например, даст здоровье нам и нашим близким. Это может быть, но может быть и совершенно противоположное. Потому что святая вода, как и все в Церкви, дается нам для того, чтобы помогать спасению нашей души и помогать только той нашей деятельности, которая ведет к спасению нашей души. Если мы действительно тратим свою жизнь для того, чтобы как-то покаяться, помолиться, расположиться к жизни вечной, то тогда наша жизнь для нас полезна, и Господь ее продлит до тех пор, пока не увидит, что мы сделали все, что собирались. Если Он будет видеть, например, что наше здоровье мы расходуем на какие-то добрые дела, добрые именно для того, чтобы помочь спасению нашей души и душ наших ближних (а не просто на такие хорошие дела, которые совершают, скажем, и язычники, которые тоже заботятся о своих близких и детях, как, впрочем, и многие животные), то тогда Он нам подаст здоровье. И если мы для этих целей будем брать святую воду, то она будет нам помогать, помогать не как медицинское средство (она им не является; за медицинскими средствами надо обращаться к врачу), но как средство Божественной помощи. И если нам нужно здоровье для того, чтобы сделать какие-то дела, ведущие нас к Царствию Небесному, то святая вода будет содействовать нашему здоровью. А если нам здоровье не полезно, то не будет содействовать; потому что, может быть, нам хорошо и так, с тем здоровьем, которое у нас есть. А может быть еще и так: человек, пока он болеет, еще как-то думает о молитве или просто не может совершать каких-то грехов; а если бы он получил здоровье, то он бы и о Боге не думал, и пошел бы неизвестно куда делать неизвестно что.

Мы вот часто хотим быть счастливыми (или даже не знаю, как это назвать), но каждый может вспомнить то время, когда он испытывал такое состояние, в котором ему было очень хорошо, и он мог бы сказать, что он счастлив. И вот, попытаемся поточнее вспомнить это свое состояние, а потом посмотрим на это с христианской точки зрения и спросим себя, насколько мы тогда вели себя по-христиански, как мы думали о Боге, насколько мы хотели молиться. И большинство из нас, хотя и не все, поймут сами про себя, если будут честными, что о Боге они тогда и не думали, а хотели только одного — чтобы продлилось это состояние, совершенно забывая о том, что каждому предстоит когда-то умереть, и тогда это состояние совершенно точно окончится, хотя можно ожидать, что оно кончится гораздо раньше. Бывают и другие, о которых я сейчас не буду говорить, неприятности, которые происходят, когда мы начинаем ощущать какое-то безотчетное счастье. Мы не должны стремиться к счастью. Но так же мы не должны стремиться и к несчастью. Мы должны стремиться к Богу, и нам должно быть все равно, будем ли мы больны или здоровы, будет ли у нас житейское благополучие или не будет. Наоборот, мера нашего житейского здоровья и настоящего благополучия, как мы его ощущаем, а не как про нас со стороны кто-то может сказать, зависит исключительно от одного — от того, насколько мы расположимся к Богу.

И вот, всякое наше действие, особенно связанное с нашим приходом в храм, в Церковь, должно быть подчинено исключительно этому. Так что тот, кто сейчас берет святую воду, должен думать, берет ли он ее для того, чтобы просто продолжать свою прежнюю жизнь без изменений (и тогда вода ему не поможет, а может, послужит еще и во осуждение, и ему же будет хуже), или для того, чтобы она ему помогла строить свою жизнь так, как Господь велит, по заповедям. И тогда, конечно, будет ему большая польза от святой воды, и тогда очень хорошо, если такой человек ее возьмет. Аминь.