Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Согласно Евангелию от Иоанна, вера в посланного Богом Иисуса Христа — это и есть главное дело Божие; главное наше дело — это внутренняя молитва, которой учил нас Нил Сорский; если мы православные христиане, то должны всю нашу жизнь посвятить внутренней молитве, включая даже то время, которое мы спим; Иисусова молитва – внутренняя молитва и память Божия — должны быть у нас всегда как основа нашей жизни; и только помня об этой основе, мы можем принимать любые решения; наша вера должна быть не как у бесов, бесплодная и мертвая, и, действительно, без дел, а та, которая сама по себе уже является делом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении слова, которые изъясняют нам самый основной смысл христианской жизни или, точнее говоря, самое основное христианское делание, которому в особенности предавался празднуемый сегодня преподобный Нил Сорский.

Мы слышим в других местах Писания, что, с одной стороны, без веры невозможно угодить Богу, а, с другой стороны, слышим от апостола Иакова, что вера без дел мертва есть. Отсюда, по крайней мере, в западном неправославном христианстве, бесконечные споры о том, чем мы спасаемся – верою или делами.

Почему-то считается иногда, что можно ответить на этот вопрос, будто бы мы спасаемся тем и другим. Но тогда что это за вера и что это за дела? Вот на этот вопрос отвечает сегодняшнее чтение: “вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал”. То есть вера в посланного Богом Иисуса Христа — это и есть главное дело Божие. Вера сама названа делом в словах из Евангелия от Иоанна, которые мы сегодня прочитали за литургией.

Действительно, если мы веруем так, как положено, то это и будет делом, хотя не обязательно это дело будет проявляться во внешней нашей деятельности. Конечно, оно будет проявляться, но, прежде всего, оно внутри, и оно никогда не будет проявляться полностью. Поэтому самое главное наше дело внутреннее, которое не проявляется для постороннего взгляда никак. Оно сокровенно, как сокровенна в Боге вся наша жизнь.

Понятно, о чем здесь речь. О том, что более поздние отцы называли внутренней молитвой, внутреннем деланием и, в частности, то, что в практике Иисусовой молитвы особенно содержится, и чему учил нас Нил Сорский, который этому посвятил всю свою жизнь.

Так же должны жить и мы. Если мы хотим быть православными христианами, то это означает, что мы должны всю свою жизнь посвятить внутреннему деланию, умной молитве. Именно этому должна быть посвящена вся наша жизнь, а не какие-то ее периоды только, не какое-то особенное время суток, а все время суток, включая даже то, которое мы спим.

Мы хорошо знаем по опыту, что во сне мы продолжаем заниматься какими-то делами. Если нам снится что-то из того, что мы хотим, или то, что с нами было, это значит, что мы занимаемся нашими житейскими делами. Если нам снятся какие-то фантазии самого разного рода, то, как мы хорошо знаем, — особенно из современной психологии, но это и в древности люди знали, — что это мы тоже продолжаем заниматься своими житейскими делами, только более прямо видим то, чего мы боимся или чего хотим.

Точно так же нам должно быть понятно, что если мы занимаемся молитвой, то мы и во сне будем заниматься молитвой. Поэтому святые отцы, говоря о такой молитве, происходящей даже во сне, цитировали “Песнь Песней”: “я сплю, а сердце мое бдит”, то есть бодрствует. Но если это даже во сне так, то что уж говорить о состоянии нашего бодрствования?

Поэтому Иисусова молитва – внутренняя молитва – должна быть у нас всегда, память Божия должна быть всегда. Это основа, на которой мы дальше можем поступить правильно в какой-то конкретной жизненной ситуации. Если этой основы нет, то мы тоже можем поступить правильно, без основы, просто милостью Божией или потому, что мы помолимся Богу, и эта основа появится, несмотря на то, что она была забыта.

Но если основа эта так и не появится, значит, поступок точно будет неправильный. Поэтому главное, если мы находимся в каком-то недоумении жизненной ситуации или в увлечении какой-то мыслью, которая, может быть, нас обманным образом увлекает к какому-то решению, мы должны понимать, что, прежде всего, мы должны вспомнить, на чем мы стоим. Должна быть у нас основа – прежде всего, мы должны иметь память Божию и молитву.

И если мы забыли об этой основе, значит надо вспомнить. Надо покаяться и обратиться к Богу опять. И после того, как мы это вспомнили, у нас появляется такая основа, на которой мы можем дальше встретить любые жизненные обстоятельства, в том числе, принять любые необходимые нам жизненные решения. А без этого все наши решения будут нам во вред, даже если они вроде бы и полезными нам покажутся.

Для язычника они может и на самом деле окажутся полезными, а для православного христианина они уже в какой-то степени точно окажутся вредными, чтобы нас вразумить, чтобы в следующий раз мы все-таки обращались к Богу.

Поэтому будем делать то дело, прежде всего, которое и является верой. И будем иметь ту веру, которая не такая, как у бесов бесплодная и мертвая, и, действительно, без дел, а та, которая сама по себе уже является делом.

Аминь.