Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня  мы совершаем память первоверховных апостолов Петра и Павла. До сих пор это самый главный праздник в честь апостолов, хотя сегодня празднуется память только двух апостолов – Петра и Павла, — а завтра продолжение этого праздника, Собор двенадцати апостолов. Исторически было немного иначе: в этот праздник праздновались все апостолы, но этот день был в году не фиксированный, а пятидесятый день от Пятидесятницы, то есть вторая Пятидесятница. И до сих пор это праздничный день в разных христианских обрядах, но в византийском меньше, и в начале VI века установилось это празднование на определенное число, 29 июня, и ограничилось празднованием только самых главных апостолов. Это связано с некоторыми историческими обстоятельствами при дворе Юстиниана.

Что для нас значат апостолы? Почему мы их почитаем? Наверное, многие вспоминают слова из Синодика в Неделю Православия: сия вера апостольская. Что такое Православие? Это вера апостольская. Если мы хотим быть православными, то мы должны иметь веру, как у апостолов. Апостолы научили этой вере тех, кто был после них. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая», — продолжаются слова в Синодике. Потому что следующие поколения, включая и наше, и то, которое будет после нас, держат эту веру тоже.

Казалось бы, все мы это знаем и понимаем, но вот оказывается, что не все и не всегда. И даже если понимаем для себя, хотя это и самое главное, то не всегда понимаем то, как на это смотрят другие. Поэтому есть некоторые опасности в нашей жизни, которых мы не видим.

Когда мы говорим, что мы православные, то что мы имеем в виду? Что у нас православная вера, что мы верим не так, как буддисты или мусульмане. Но мы также имеем в виду, что мы верим не так, как верят многие, считающие себя христианами, а мы верим так, как верили апостолы, а не так, как потом придумали разные люди.

Тогда возникает вопрос: какая у тебя вера? расскажи, в чем она состоит; как верили апостолы? И тут возникают большие трудности. Чтобы ответить на этот вопрос квалифицированно, нужно специально учиться. И кто-то может так ответить, но большинство никогда не могло – и даже большинство святых не могло, не говоря о мучениках.

А как они могли ответить? — «Да, я не могу детально ответить, в чем состоит моя вера, что означает «единосущный» применительно к Святой Троице, но я могу сказать, что моя вера такая, какая у апостолов, и дальше по поколениям вплоть до тех, кто был недавно».

Вот у нас всех, здесь присутствующих, вера должна быть такая, как у новомучеников и исповедников Российских, если говорить о самых недавних временах, о ХХ веке. Мы очень часто не можем понять умом, а полностью и никто не может понять умом, веру, потому что вера и не объемлется умом. Ум может только как-то пояснить. Каждый, кто может – пусть это делает обязательно, но этим жив не будешь.

И если только этим жить, то превратишься, как предупреждал апостол Павел, в медь звенящую и кимвал бряцающий – в то, что просто производит звуки, по-своему правильные.  Но как сами эти музыкальные инструменты бездушны и никакой пользы не приобретают от того, что на них играют, так же будем и мы, если мы не живем своей жизнью. А если мы живем своей жизнью, то тогда умственное понимание не главное, а главное – понимать свидетелей веры.

Недаром «мученик» по-гречески переводится как «свидетель». Слово «свидетель» у христиан стало означать еще и «мученик» — «мартис». Почему это так? Потому что они свидетельствовали свою веру. Вот мы тоже должны идти за верой тех, кто свидетельствовал. Это новомученики и исповедники Российские, подвижники, преподобные отцы, и все святые православные во все века.

Если так сказать, то никто не решится спорить с этим, наверное, но в жизни это очень оспаривается другой точкой зрения — когда православными называются те, кто ходит в храмы открытые, которые тоже себя называют православными. Вот и весь критерий. Кому принадлежат открытые храмы – зависит от политики государственной власти в этой стране. Как мы знаем из истории, далеко не всегда открытые храмы принадлежали православным.

Так было даже во времена благословенной Византийской империи – бывали десятилетия и даже столетия, когда императоры были еретиками, и более или менее жестоко в Византии преследовалась православная вера. Что уж говорить о наших безбожных временах, ХХ веке, Советском союзе – там были совсем другие интересы у власти. Даже не было и разговора о том, чтобы власть выбирала тех, кто более православный. И понятно, по каким критериям она выбирала, и как эти критерии относятся к религии. Я не буду говорить, что эти критерии не имеют ничего общего с религией, – они как раз религиозны, но, конечно, это религия антихриста.

Поэтому, когда мы ведем беседу с людьми, которые себя называют православными, мы должны четко понимать, чтО они на самом деле понимают под православием. Возможно, они ничего больше не понимают, кроме того, что они ходят в те церкви, которые государство называет православными. И это единственный критерий идентичности их «православия». С такими людьми просто вообще ни о чем спорить невозможно – уж точно не о религии, потому что такой выбор православия сам по себе вообще не религиозный. Это даже нельзя назвать религиозным заблуждением – это просто отсутствие всякой религии.

Нам самим надо в это не впадать, но также не надо впадать и в пустые словопрения с носителями такого мировоззрения. Самим нам надо держаться веры апостольской, стараться читать святоотеческие творения. Но читать надо не так: он – богослов, я – богослов, он думал так, а я думаю иначе.

Мирскую литературу надо читать именно так, очень критически. А когда мы читаем святых отцов, и особенно, когда мы видим, что эта мысль повторяется разными святыми отцами в разные века, то надо понимать, что это просто истина. Я хочу принять истину, не хочу себя сознательно загонять в какое-то заблуждение – вот так надо читать святых отцов. С теми, кто так читает, даже если они, да и мы в чем-то заблуждаемся, надо по-дружески, стараясь помочь друг другу, выяснять, кто что понял.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)